С 2000 по 2003 год наблюдался рост объемов подписки, но с 2004 года отмечалось ежегодное 2-3% падение. Об этом сообщил в ходе своего выступления на круглом столе на тему: «Почтовые ящики: «Почта России» или ЖКХ?», посвященном проблемам доставки печатной продукции населению, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин. Эта динамика объясняется, в том числе, созданием ФГУП «Почта России», ее стремлением передать работу подписным агентствам, во многом ориентируясь при этом на «МАП» (Межрегиональное агентство подписки»). Проблемы создавались и проводимой тарифной политикой «Почты России», когда раз в полугодие тарифы возрастали с темпами, существенно превышающими инфляцию, заявил Гомолзин.
Не решило проблему и принятие в 2005 году «Почтой России» новой методики ценообразования. Тарифы на первое полугодие 2006 года вызвали много вопросов.
После обсуждения у первого заместителя председателя Правительства Дмитрия Медведева договорной практики, а также вопросов ценообразования, тарифы на второе полугодие 2006 года остались на уровне первого полугодия 2006 года. Почте России было дано указание выйти из управляющей компании Межрегиональное агентства подписки, не допускать преференции отдельным подписным агентствам.
По словам Голомолзина, до 1 октября ФАС России с участием Минсвязи, Россвязи, Почты России и участников рынка подготовит изменения и дополнения в методику расчета тарифа на подписку. Тарифы должны быть основаны на раздельном учете затрат и доходов, учитывать ситуацию на рынке. В этих поправках будет указана более обоснованная экономическая дифференциация тарифа. Тарифы будут дифференцироваться по пяти зонам с выделением Москвы, вместо существующих 14 зон. В тарифе на подписку будет две основные составляющие: прием и обработка подписки, а также доставка. По мнению Голомолзина, такая методика позволит улучшить ситуацию на рынке подписки.
«В жилищно-коммунальном хозяйстве идут реформы. В течение 2006 года собственники многоквартирных домов должны выбрать себе управляющие компании, которые будут обслуживать их дома. Захотят ли они привлекать для поддержки в хорошем состоянии почтовых абонентских ящиков Почту России или нет – это их право выбора».
Уже есть первые результаты. По итогам подписки на второе полугодие 2006 года вновь наметилась тенденция роста объемов подписки. Есть основания думать, что эта тенденция, с учетом того, что на 2007 год рост тарифов не превысит темпов инфляции, будет закреплена.
Что касается выделения почтовых ящиков в ведение Почты России, Анатолий Голомолзин подчеркнул: «На наш взгляд, сделать это принудительно проблематично. В настоящее время затраты на установку почтовых ящиков в домах включаются в смету строительства и они принадлежат собственникам этих домов. Решать этот вопрос без их участия не возможно.
Передача почтовых абонентских ящиков Почте России может привести к монополизации услуг по доставке и исключить предпосылки для дальнейшего развития конкуренции в этой сфере. Это лишает потребителя возможности выбора, а монополизация на практике означает снижение качества услуг».
Анатолий Голомолзин отметил, что низкое качество услуг зависит не только и не столько от состояния почтовых ящиков, сколько от деятельности Почты России в целом. Он привел пример, что из 20 тысяч рассмотренных ФАС России ходатайств и уведомлений, примерно в половине случаев заявители просят выдать им заключение «на руки» в связи с плохой работой Почты России.
В завершении своего выступления заместитель Руководителя ФАС России отметил, что, обсуждая вопросы внесения изменений и дополнений в закон о связи, основное внимание нужно уделить повышению качества оказания услуг, а также развитию конкуренции, обеспечению недискриминационного доступа к федеральной сети почтовой связи, как потребителей услуг, так и почтовых операторов.