Южная Украина четвертые сутки живёт без звонков, мессенджеров и интернет-новостей. Телеком-эксперты объяснили 47news, куда всё это за минуту пропадает и как долго поднимается.
Мобильные связь и интернет постепенно возвращаются в Херсонскую и часть Запорожской областей, сообщает 4 мая РИА Новости со ссылкой на советника главы Крыма по информационной политике. Электронные блага пропали на юге Украины ночью 1 мая. Обеспечить стабильную работу рассчитывают с помощью донецкого или крымского мобильного оператора.
В Херсонщине, по данным за прошлый год, чуть больше миллиона человек - почти на миллион меньше, чем в нашей Ленобласти. Как всё население крупного региона в один момент может остаться без связи и как можно восстановить, 47news спросил экспертов телеком-рынка.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков убеждён, что отрубить телефонию и обмен данными через мобильный интернет могут только центры управления сетями мобильных операторов. У каждой компании - собственный коммутатор.
- Отключается активное оборудование, но в формате программного обеспечения. То есть сидит человек, отключает оборудование мышкой, и всё. Связь может отключиться только либо по решению самой компании, что странно, либо по решению государства, которое по каким-то причинам разослало депешу с таким требованием.
- Сколько времени занимают движения мышкой?
- Ну, минуту.
- А если доступа к такому центру управления нет? Можно, например, обесточить вышку или перерубить магистральный кабель?
- Магистральный кабель не вырубает 100 процентов абонентов, предусмотрены системы защиты. То есть без связи остается какое-то направление, которое придется восстанавливать. Если повредить телекоммуникационную башню, значит в той зоне, где работает базовая станция, не будет связи, в остальной части будет.
Для понимания, речь о сети телекоммуникационных башен, на которых устанавливается оборудование мобильных операторов. Их в Петербурге и Ленобласти - десятки тысяч. Конструкции, как правило, вызывают гнев дачников-радиофобов, а аккумуляторы манят воров.
По мнению гендиректора информационно-аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, для отключения мобильного интернета и телефонии у всех разом достаточно обесточить тот же дата-центр. Уничтожать оборудование на вышках дольше и дороже.
- Думаю, что не стоит задача полностью отключить связь. Если бы хотели, уже бы какие-то шаги в этом направлении предпринимались, - предположил он. - Таких дата-центров с коммутаторами не очень много, каждый обслуживает определенный сегмент сети. Если их вывести из строя, то, соответственно, каждый фрагмент перестанет работать. Технически сделать это можно. Другое дело, что потом придется долго и сложно все это восстанавливать.
Появление связи и мобильного интернета от новых операторов собеседник назвал "долгой, кропотливой, сложной и достаточно дорогой" работой.
- Похожая ситуация была при присоединении Крыма. Оборудование, которое было установлено, использовать не получилось. Потому что у зарубежных вендоров (производителей - Ред.) есть возможность превратить все это "железо" в груду кирпичей. Грубо говоря, блокируют работу программного обеспечения, уничтожая софт. Перепрошить не получится: слишком сложное в управлении и настройках. Его же ещё обслуживать надо. К сожалению, без договоренности с производителем использовать нереально, - говорит Брюквин.
Теоретически можно создать новый центр управления сетью, построив новое или приспособив уже существующее здание.
- Оно должно быть с крепкими полами, чтобы установить оборудование, обеспечить кондиционирование, поскольку все железо греется. И нужно много электричества, МегаВатты мощности для самого оборудования и охлаждения. Потом к зданию нужно подтянуть оптоволоконные каналы связи, к которым подключены базовые станции. Опять же получить разрешение производителя и договориться об установке, пуске, наладке и обслуживании, - продолжает Юрий Брюквин. - Сам коммутатор, вдобавок, нужно подключить к сети общего пользования, точке обмена трафиком или той, где уже стоит оборудование других операторов сотовой связи. Иначе абоненты одной сети будут звонить только внутри нее, друг другу.
Восстановление мобильной связи по этой методе, по грубым оценкам эксперта, в Херсонской области может занять два-три месяца, в регионах покрупнее - до пяти. Стоимость измеряется в десятках миллионах долларов, но есть нюанс:
- Под эту сурдинку можно сделать не просто хорошую сеть, а современную. То есть повесить оборудование, готовое к 5G. То есть нельзя сказать, что десятки миллионов потратят просто так.
- А если представить идеальную ситуацию: всё оборудование целое, вендоры не против и готовы обслуживать?
- Если хотим, чтобы устройства работали в рамках старой сети, то в принципе никаких особых действий не надо. Счёт пойдёт на часы или какие-то дни. При этом останется украинский оператор. Его идентификатор (наименование сети на устройстве - Ред.) можно изменить, но биллинг и прочие функции будут прежними. Полагаю, что неслучайно удары не наносятся по таким объектам, потому что есть задача использовать как минимум часть инфраструктуры, - заключил эксперт.
Если же чуть глобальнее, то отключение интернета и телефонии не только оставляет жителей без звонков, сообщений в мессенджерах и обновления новостных новостных лент, но мешает появлению крупных банков в Херсонской области, что недавно перешла с украинской гривны на российские рубли.