Холдинг FESCO опасается за контейнеровозы, верфи - за санкции, питерское судно зацепила ракета, а азовские порты напомнили балтийским про неисполненные обещания. 47news посмотрел в перископ.

Первой на украинские события отреагировала 24 февраля транспортная группа FESCO. Из-за санкций Евросоюза, введенных в ночь на 24 февраля в отношении Промсвязьбанка (ПСБ). Под них попали контейнеровозы "ФЕСКО Магадан" и "ФЕСКО Монерон", которые находятся в лизинге у подконтрольного банку ООО "ПСБ лизинг". FESCO заявила о прекращении отношений с "ПСБ лизинг" и о выводе судов из лизинга, что должно, по мнению руководителей компании, стать основанием для их исключения из санкционного списка.

Для транспортного холдинга это означает возможный временный выход из эксплуатации двух из 13-ти морских контейнеровозов. В FESCO сообщили, что пока оба судна продолжают работу в рамках морского каботажного сервиса "ФЕСКО Магадан Лайн", соединяющего Владивосток и порт Восточный с Магаданом.

Грузооборот принадлежащего FESCO ПАО "Владивостокский морской торговый порт" в 2021 году составил 12.9 млн тонн, куда вошли почти 760 тысяч TEU. Это 1,6% грузооборота всех российских портов и 14,3% их контейнерооборота.

К этому стоит добавить еще одно обстоятельство - ПСБ обслуживает девять крупных промышленных предприятий региона, так или иначе связанных с судостроением, в том числе и военной направленности:

  • ФГУП "Завод имени Морозова" (численность персонала 800 человек)
  • ФГУП "Крыловский ГНЦ" (2000 человек)
  • АО "Балтийский завод" (6000 чел.)
  • ПАО "Выборгский судостроительный завод" (1500 чел.)
  • АО "КБ Арсенал" (500 чел.)
  • ПАО "СЗ "Северная верфь" (4000 чел.)
  • АО "Завод Киров-Энергомаш" (1000 чел.)
  • АО "МЗ Арсенал" (1800 чел.)
  • СЗРЦ ВКО Алмаз-Антей (9000 чел.)

На вопрос о том, как могут санкции Евросоюза повлиять на эти предприятия, руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen&Paper Сергей Гландин ответил:

"Это означает, что с сегодняшнего утра у "Промсвязьбанка" нет валютных счетов, потому что все банки США и Евросоюза в одностороннем порядке разорвут с ним отношения. Но на обслуживании рублевых счетов российских клиентов это вряд ли скажется, хотя, теоретическая вероятность введения вторичных санкций существует. Но такой риск я бы назвал незначительным - иначе все российские предприятия давно бы попали под санкции, потому как с уже попавшими под них лицами они так или иначе связаны. Думаю, более вероятно введение санкций целенаправленно в отношении каких-то судостроительных компаний".

Пару часов спустя ИА "ПортНьюс" со ссылкой на Росморречфлот сообщило о временной (до особого распоряжения Минобороны) приостановке судоходства в Азовском море. Это фактически останавливает порты Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк и Кавказ. Их совокупный грузооборот составил в 2021 году примерно 26 млн тонн, что сравнительно немного - где-то 3% грузооборота всех портов страны. Это сообщение почти совпало по времени с сообщением РИА Новости о ракетном ударе Вооруженных сил Украины, которому подверглись в Азовском море российские гражданские грузовые суда SGV-FLOT и SERAPHIM SAROVSKIY. На SGV-FLOT, принадлежащем петербургскому ООО "Контур СПб", произошел пожар, один член экипажа был ранен, его эвакуировал патрульный катер российской ФСБ.

"ПортНьюс" со ссылкой на Южную региональную ассоциацию морских агентов прогнозирует возможное влияние происшедшего на логистику экспорта зерна, около 15 млн тонн в год которого азовские порты грузили на суда - это более 30% всего морского зернового экспорта страны. Из-за недостаточных глубин южных морских портов России, суда дозагружались зерном в портах Украины - в обозримом будущем такое вряд ли получится.

Эта новость, в том числе, про нас. Еще в сентябре 2020 года Минтранс устами тогдашнего министра Евгения Дитриха дал четкую установку: от новых морских терминалов Ленинградской области, прежде всего, требуются мощности для перевалки зерна, которых на данный момент тут вообще нет.

С 2023 года "Приморский УПК" Ильи Трабера обещает ежегодно переваливать до 7 млн тонн зерна в Приморске, "Новотранс" Константина Гончарова — 8 млн тонн в Усть-Луге, а "Порт Высоцкий" Тамаза Цквитишвили 4 млн тонн. Сумма этих планов составляет почти половину морского экспорта всего российского зерна в 2021 году.