Свежий опыт Казахстана показал: бизнесу надо внести в страховку пункт о народном бунте. И не думать, что государство заплатит за мародёров.

Национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен" 10 января посчитала ущерб от массовых беспорядков в стране. Погромы задели под полторы тысячи коммерческих объектов, большая часть - в Алма-Ате. Сильнее всего досталось торговым точкам. Ущерб оценен в 93,7 млрд тенге, или 215 млн долларов. В рублях это почти 16 миллиардов. Социальные сети и мессенджеры уже наполнены видео и фото разбитых витрин, сорванных вывесок и раскуроченных банкоматов. Российское ТВ многократно крутило плач владелицы ювелирного салона, из магазина которой мародёры вынесли драгоценности.

видео Hot Video, YouTube

"В единый контакт-центр с 6 января по 10 января поступило 2774 звонка, из них по вопросам мародерства – 1406, форс-мажора – 39, блок-постов – 2, по фонду поддержки пострадавшим предпринимателям – 3, звонки физических лиц – 1324", - говорится в сообщении национальной палаты. Информации о государственной помощи пострадавшим пока не было.

47news спросил юристов, на что рассчитывать бизнесу в России, если нечто подобное случится у нас. Самым главным вопросом стал очевидный - можно ли рассчитывать на возмещение убытков от государства, если мародёры прошли через ваш торговый центр.

Адвокат, кандидат юридических наук Сергей Азаров обратил внимание на сходство законов Казахстана и России. В том смысле, что порядок страховых возмещений регулируется соответствующим законом (у нас - "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - ред.) и Гражданским кодексом.

- Если был договор страхования, и он предусматривал возмещение в результате массовых беспорядков, то ничто не мешает страховой компании выплатить компенсацию, - отметил Азаров, указав на нюанс. - Если же никакого страхового случая не возникло, то взыскать ущерб можно с того, кого суд признает виновным в рамках уголовного дела о массовых беспорядках или акте терроризма. В этом случае владелец бизнеса признается потерпевшим, освобождается от уплаты госпошлины и становится истцом. Суд одновременно решает вопрос об уголовном деянии и о возмещении ущерба потерпевшему ответчиком.

Законодательно массовые беспорядки относятся к страховым рискам от "противоправных действий третьих лиц". Из того же раздела - кражи, грабежи, разбои, вандализм и хулиганство. Некоторые страховщики предлагают прописать в договорах компенсации на случай восстаний, революций, бунтов и госпереворота. При этом Гражданский кодекс освобождает страховые компании от выплаты возмещения и страховой суммы, если имущество повреждено ядерным взрывом, в результате военных действий или маневров, гражданской войны или народных волнений, если указанные случаи не прописаны в договоре.

- Возможность получить возмещение очень сильно зависит от условий, прописанных в страховом договоре, - отметил адвокат коллегии Pen&Paper Роман Пархоменко. - Есть широкая возможность трактовки терминов, поэтому формулировки должны быть предельно конкретными: "массовые беспорядки", "государственный переворот", "акт терроризма" и так далее. Во время разбирательства неизбежно возникнет вопрос, является ли случай страховым. В первую очередь доказательством будет постановление о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье.

По словам собеседников, получить компенсации от государства в случае народного бунта вряд ли получится.

- Вопрос возникает логично, но правовых оснований для таких рассуждений нет. Приведу немного утрированный, абстрактный пример. Допустим ситуацию, когда волнения масс переходят в погромы. Сотрудники полиции приезжают на сигнал, застают на месте мародеров и не предпринимают ничего, чтобы их остановить. В этом случае при определенных обстоятельствах бизнесмен может требовать выплаты, поскольку по закону о полиции должны быть приняты меры для охраны общественного порядка, - прокомментировал Роман Пархоменко из Pen&Paper. - Но нужно учитывать детали. Если, скажем, сотрудников двое, а мародеров - толпа человек 50. Мы же не можем требовать от полицейских, чтобы они были супергероями.

Юрист добавил, что в России законодательно предусмотрена ответственность государства за ущерб, причиненный во время усмирения тех самых массовых беспорядков. Если, например, стреляли в разбойников, а попали в витрину. У властей также остается функция в случае глобальных проблем обеспечить бизнес поддержкой. Комплекс может состоять примерно из тех же мер, что внедрялись в начале пандемии: денежных выплат, запрет проверок надзорными ведомствами и других.

- Коммерсанты что в Казахстане, что в России не будут подавать иски к государству о возмещении ущерба - в этом случае очень сложно доказать, что государство самоустранилось и не предпринимало мер, чтобы навести порядок, - уверен адвокат Сергей Азаров. - В случае с Казахстаном власть показала свою дееспособность. Пусть и не на первые сутки, а на третьи.

Его коллега Пархоменко отметил, что имущество бизнес страхует добровольно и, по его ощущениям, руководствуется в первую очередь стоимостью полиса. Она напрямую зависит от перечня указанных рисков. Этот список можно расширять бесконечно, но гораздо чаще страхователи его, наоборот, сокращают. Как правило, страховые компании дают пакетные предложения, а у клиентов нет возможности изменить условия путем переговоров.

Андрей Карлов,
47
news

Предыстория:

Акции протеста начались 2 января в городах Жанаозен и Актау, расположенных в нефтедобывающей Мангистауской области Казахстана. Местные жители возмутились резким скачком цен на сжиженный газ, который используется в качестве автомобильного топлива. Позже протесты распространились на всю страну, а толпа начала скандировать политические лозунги. Протестующие грабили банки и магазины, в том числе оружейные. Штурмом брали отделы полиции, здания прокуратуры, местных администраций и комитета нацбезопасности. Был захвачен также аэропорт Алма-Аты.

В столкновениях с силовиками и армией, по данным республиканского Минздрава, погибли больше 160 человек, больше двух тысяч пострадали, задержаны восемь тысяч. Возбуждены уголовные дела по статьям "Массовые беспорядки" (до 10 лет несвободы за организацию и до восьми - за участие - ред.) и "Акт терроризма" - наказание вплоть до пожизненного заключения.

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил ввести на полгода госрегулирование цен на топливо, отправил в отставку правительство и возглавил Совет безопасности вместо первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. С ростом напряженности в страну ввели миротворцев ОДКБ.

Комитет национальной безопасности Казахстана заявил о стабилизации обстановки, 10 января объявлено в республике днем национального траура.