В РФ упраздняют местное самоуправление. Оставят только районы, а поселения ликвидируют. Кудрово-Мурино, как и остальные глобальные новостройки, получат шанс на независимость.

В Государственную думу внесён законопроект, который фактически ликвидирует сложившуюся систему муниципального самоуправления в России. В случае его принятия с 1 января 2028 года перестанет существовать нынешняя двухуровневая организация МСУ. Это означает, что администраций городских и сельских поселений больше не будет, как и местных депутатов. Останутся лишь районы или городские округа.

По большому счёту, таким образом государство признаёт реформу МСУ, начавшуюся в 2000-х годах, несостоявшейся. О необходимости менять принцип управления территориями говорят давно, в том числе в Ленинградской области. Губернатор Дрозденко периодически обещал провести реформу, но всё упиралось в вязкое противостояние многочисленной местечковой элиты. Основная суть претензий заключается в том, что местные власти всё равно сильно зависят от районных и региональных властей, живут за счёт дотаций, и порой затраты на содержание штата больше, чем расходы на жизнь поселения.

Теперь же, по смыслу законопректа, будут существовать только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория городов федерального значения.

Судя по логике документа, такие города, как Кудрово или Мурино, смогут претендовать на статус городских округов. Поскольку отличительной особенностью этого вида административной единицы станет следующая: "На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации". Всё остальное, что не городской, станет муниципальным округом. Отличаться они, впрочем, будут только названиями, а полномочия у них идентичны.

Для справки: средняя плотность населения в стране — около 9 человек на квадратный километр. А в том же Кудрово - 14 000 на тот же квадратный километр.

Границы новых муниципальных образований будут устанавливаться отдельными законами субъектов. Не идёт речи о переходе приграничных территорий, к примеру, в Санкт-Петербург или Псковскую область, но карта административно-территориального устройства Ленобласти явно подвергнется серьёзному перекраиванию. Понятно, что актуальное развитие населённых пунктов того же Всеволожского района подскажет, стать ли им самостоятельными или остаться в нынешних единых границах. Возможно, часть населённых пунктов, к примеру, Кировского, Тосненского, Волховского районов "переедут" друг к другу.

По-прежнему управлять муниципальным образованием, независимо от его вида, будут глава и глава администрации, продолжат своё существование и депутаты. На округ, где проживают менее 1 тысячи человек, будет положено 7 депутатов, до 10 тысяч – 10, до 30 тысяч – 15, до 100 тысяч – 20, от 100 до 500 тысяч – 25, свыше 500 тысяч – 35.

Особых новаций в вопросе обретения главой муниципального образования своего статуса нет. Его по-прежнему могут выбрать либо на всенародном голосовании, либо депутаты – из числа своих. Напомним, в Ленобласти сейчас на выборах определяется глава только Новодевяткино (хотя соответствующий закон есть и его можно применить во всех остальных поселениях). Эту роль по-прежнему можно будет совместить с должностью главы администрации, надо только прописать в уставе. Правда, появится нюанс: высшее должностное лицо субъекта может предлагать своих кандидатов, и, если выбор депутатов пал на него, глава автоматически становится и главой администрации.

А вот по поводу импичмента главы в новом законе прописан революционный шаг. Депутаты наконец получат право его увольнять. Сегодня это можно сделать только по суду, да ещё попробуй докажи, что гражданин плохо работает на благо поселения. Теперь лишиться работы глава сможет из-за того, что систематически оказывается неэффективным менеджером, а также, к примеру, если на его территория произойдёт массовая дискриминация по любому признаку.

С главой администрации всё по-прежнему сложно, надо доказывать его плохую работу через суд. Впрочем, глава региона имеет право издать правовой акт об отрешении обоих, практически по щелчку. Причина – "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности". Помимо прочего, он может вынести предупреждение и объявить выговор главе и главе администрации за ненадлежащее исполнение ими обязанностей. Притом им даётся месяц на исправление, и если этого не произошло, их лишают работы.

Основная часть закона вступает в силу уже с 1 января 2023 года, но переходный период продлится до 1 января 2028 года. За это время муниципальные депутаты должны будут проголосовать за объединение всех поселений и образование в границах района муниципального округа. Все поселения упразднятся. Новые выборы местных депутатов и глав не проводятся. Если к этому моменту полномочия муниципалов поселений истекли, их исполнение переходит на уровень района.

В пояснительной записке законопроекта сказано, что обновлённая модель формируется "в соответствии с конституционными основами единства публичной власти". "Одноуровневая организация МСУ позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению", - сказано там.

Также там раскрывается причина обнуления действующей системы власти. При разработке документа учитывалась высокая дотационность, а также широкое применение практики перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный.

Всего в Ленинградской области 187 городских и сельских поселений, 17 районов и 1 городской округ. По актуальным данным, в них 2125 муниципальных депутатов. Соответственно, из их числа 187 глав поселений плюс столько же глав администраций. Итого – более 2300 человек лишатся своих должностей после вступления в силу этого закона. Если брать широкими мазками, появится примерно 360-400 новых депутатов плюс около 20 глав администраций городских/муниципальных округов.

Вероятно, каждый из них думал, что новая Конституция их не коснётся.