Дочка "Роснефти" доказывает Смольному - плавучая АЗС самостоятельна. В случае победы заправлять суда в петербургской акватории сможет кто угодно и где угодно. Прецедент для важного сектора туристического рынка.

Без договора о водопользовании плавучая заправочная станция в петербургских реках и каналах существовать не может. Такое решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал в конце ноября. Для Смольного это не просто победа в судебном процессе - это принцип, которому придется следовать всем топливным компаниям. (Если, конечно, решение вступит в законную силу. Водный кодекс и Кодекс внутреннего водного транспорта применительно к данной истории оказались пугающе гибкими).

В петербургской акватории более 200 крупных пассажирских судов, они и делают финансовую картину бизнеса. Все вместе перевозят до 3 млн пассажиров в навигацию. Финансовая ёмкость рынка не публикуется, но экспертные оценки начинаются с 3 млрд рублей в год. Особенность этого бизнеса - отсутствие необходимого количества заправочных станций. Те, что есть, способны удовлетворить менее трети потребности, масштаб которой в целом по Петербургу официально никто оценить не берется - по очень приблизительным подсчетам он превышает 0,5 млрд рублей за одну навигацию.

По словам участников рынка, бизнес, образующий визитную карточку города как столицы водного туризма России, более, чем на две трети, пользуется топливом из бензовозов - они подъезжают к известным судовладельцам местам на берегах городских рек и заправляют суда. Пожалуй, это единственный масштабный сектор городского бизнеса, чья конфигурация мало изменилась с 90-х. Вот эти две трети рынка - ниша, которую могут занять плавучие заправочные станции. Поэтому "Роснефть" отлично знает, за что воюет - к моменту, когда в Смольном поймут, каким должен быть рынок заправок на воде, сформируется судебная практика, которая определит главное: их можно ставить, где вздумается, или же придется заключать договоры водопользования. В последнем случае регулятором рынка станет комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - он того и добивается в судебном процессе.

Для ООО "РН-Северо-Запад" (дочка "Роснефти") поставить плавучую АЗС в Малой Неве у Серного острова без каких-либо разрешительных документов - жизненная позиция. Такое было прошлым летом, что привело к прокурорской проверке и административному протоколу от комитета по природопользованию, всё повторилось этим летом с тем лишь отличием, что РН обратилась в суд. Компанию не устроил статус нарушителя (административная статья "Самовольное занятие водного объекта").

Договор водопользования - соглашение, в соответствии с которым уполномоченный государственный орган разрешает компании пользоваться акваторией для размещения там плавучего объекта на определенных условиях. Договор предусматривает согласование с различными профильными ведомствами, включая мероприятия, исключающие загрязнение акватории, что для станции особенно актуально.

Позиция "Роснефти": читайте 47-ю статью Водного кодекса - "использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов … осуществляется без предоставления водных объектов в пользование". То есть наше судно где хочет, там и стоит. Петербургский арбитраж согласился со Смольным, но окончательное решение за апелляционным судом.

"Отлично известно, что для размещения обычной АЗС необходимо заключить договор аренды земли. Аналогичная практика действует для плавучей станции…" - объяснил 47news зампредседателя городского комитета по природопользованию Михаил Страхов.

"Количество заправок за последнее десятилетие не изменилось, а пассажирских судов в акватории города стало где-то на четверть больше - было около 160-ти, сегодня более 200-т, плюс катера и яхты. Могу предположить, что существующие плавучие заправочные станции обеспечивают менее трети потребностей компаний города в судовом топливе, но назвать точную цифру, сколько их сегодня необходимо, затрудняюсь…" - говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов.

Так что аналитики нет, а суды уже есть.

Лев Годованник,
47news

На всякий случай:

Плата за водопользование составляла в навигацию 2021 года 903 336 рублей за 1 кв километр в год. Плавучей заправочной станции в Петербурге требуется около 300 кв метров, цена такого договора не превышает символические 300 рублей в год.

Справка:

По данным городского комитета по транспорту, действовавшие в последнюю навигацию в петербургской акватории 4 плавучие заправочные станции принадлежат ООО "Фюэл Системс Инжиниринг" (основные бенефициары Вадим Лукьянов и Сергей Федоров) и НК "Лукойл" - по две каждому. Все 4 станции несамоходные, ни одна из этих компаний в судебные споры из-за договоров водопользования не вступала.

Заправочных станций, построенных на воде как причальное гидротехническое сооружение, на территории Санкт-Петербурга нет.