Из-за картины, где живые несут портреты мёртвых, в прошлом подпольному художнику времён СССР уже угрожают. Он верит, что органы разберутся. 47news первым взял показания. С фотодокументами само собой.
- Гражданин Кирилл, картина "Нетленный полк 2" - это ваша картина?
- Картина моя, название не мое. Я ее вообще принес, бросил и все. Откуда взялось название, я не понимаю, еще не выяснял. Эта картина относится к серии картин-презентаций. У меня несколько аналогичных картин есть: про Малевича, когда несут портреты с Малевичем, и посвященная встрече Нового года, когда несут портреты свиней. Это такое исследование социальной схемы, разной формы человеческого существования, больше ничего. На картине не указано никаких связей с Россией, никаких воинских символов нет. Просто какие-то люди несут портреты. Это презентация своих мыслей: есть форма ношения всего этого на палках и показывания таким способом. Все.
Фото – скриншот страницы, где был опубликован пост с возмущениями
- Люди видят картину, подпись "Нетленный полк", что ассоциируется с "Бессмертным полком".
- Но я ее так не называл. Ее базовое название – "Живые и мертвые". Она философская, о жизни и смерти. Речь о вопросах реализма. Потому что с точки зрения реализма мертвый – это мертвый. И он выглядит по-другому. Живой – это живой. Там много очень сложных философских контекстов. Но они абстрактны и связаны с нашей реальностью лишь в какой-то мере: мы все люди и живем в обществе. Но с историей, с Россией, никакой связи нет.
- Какая картина из этой серии была первой?
- Люди несут "Черный квадрат" Малевича. "За стабильность". Меня этому учитель учил: Малевич изобразил черный квадрат и сказал, что это самое стабильное, что может быть. Она участвовала на нескольких выставках, у "Митьков", например. Потом у меня было несколько шествий, которые я очень люблю.
Фото – из личного архива Кирилла Миллера
- Картина была выставлена в публичном месте. В галерее "Свиное рыло". То есть это высказывание для всех или всё-таки не для всех?
- Как только начались какие-то волнения, она тут же была снята со всех демонстрационных площадок. Никто не ожидал, что будет такая реакция дурацкая. Но раз такая дурацкая, все быстро сняли.
- Картина продавалась или продается?
- Если есть желание, всегда можно вступить в переговоры с художником.
- Каким может быть порядок цен?
- Дело такое, уже боюсь об этом говорить. Может, кто-то возбудится и от цен. Сейчас у нас настолько неправильное понимание денег: кому-то и рубль деньги, а кому-то и тысяча рублей - бумажка.
Фото – картина Кирилла Миллера, из личного архива.
- Допустим, к вам приходит участник ежегодных шествий "Бессмертного полка" и просит вас как экскурсовода рассказать ему о полотне, вы ему что скажете? Он вам скажет: я каждый год хожу на "Бессмертный полк", несу фото своего деда-прадеда…
- Это правильно. Такая форма презентации, не вопрос. Я же не его деда рисовал.
- Он скажет: для меня это святое, а вы изобразили наших предков какими-то зомби и трупаками. Что вы ему на это скажете?
- Во-первых, это к вопросам реализма. Я хотел немножко восстановить справедливость: живой – это не мертвый. Это моя обязанность как художника, думать о каких-то более глубоких вещах, чем цепляться за что-то. Реализм – он жесткий, к сожалению. Мы просто не хотим многие вещи понимать, но художник должен их понимать.
- Искусство имеет некие этические нормы? В идеале.
- Это сложный вопрос. До какой-то степени да. Бывает все в пошлой интерпретации, а бывает в исследовательской, серьезной. Искусство все равно должно ставить какие-то вопросы, проблемы. Я на этом воспитан еще с советских времен.
- Вы понимаете тех, для кого вот эта история с такой формой подачи и есть выход за некие нормы?
- Люди у нас разные, воспринимают по-разному, и не очень понятно теперь, как вообще делать искусство. Новый вопрос. Я даже не ожидал, что он встанет.
- Искусство в принципе не может не оскорблять? Всегда найдётся кто-то, кто будет недоволен?
- Это беда, да. Страшное расслоение в обществе сейчас. Очень агрессивные части. Одна говорит "да", вторая кричит "нет". Начинают воевать с удовольствием. Я же в своём искусстве обращаюсь к мыслящей аудитории, а не к безумной.
- Реагирует безумная?
- Реагирует. Пока ещё не получается делить нас на мыслящих и не мыслящих. Но напрашивается это уже…
Фото – картина Кирилла Миллера "Хрю", из личного архива.
- В сухом остатке у нас есть: униженные и оскорбленные, снятая с выставки после шумихи картина и угрозы. Что забыл?
- Угрозы личные идут вовсю. Пишут, что надо расправиться. У меня один раз был похожий конфликт, где у меня были казаки задействованы. Ну я объяснился с негодующим человеком. И он снял все свои вопросы. Сказал, что полностью со мной согласен, что он просто неправильно понял. Это когда казаки на меня нападали. Ну, а в угрозах пишут, что насрут мне под дверью. Или "убирайся в свой Израиль". Разнести, поджечь...Такие реплики. Исходя из качества угроз, это пишут люди дикие. Разумный человек такого не напишет. Картина возбудила именно неразумных и малосдержанных.
Говорят, что и в прокуратуру начали писать. Надеюсь, что в прокуратуре поймут, что никакой связи там с Россией нет.
СПРАВКА: После интервью стало известно, что в группе ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНОВ "ВКонтакте" модераторы призывают читателей писать жалобы на Кирилла Миллера с СК.
- А в каком контексте на выставке была картина? О чём сама выставка?
- Контекст острый. Остросоциальный. Может быть, он сработал… Выставка называлась: "Граждане, которые чувствют п*****", ГКЧП. Пц со звёздочками. Но это же не значит, что там прямая иллюстрация. У меня это в контексте того, что люди понимают, что у них есть и смерть. Они пытаются с этим смириться. Пришёл пц. Пытаются смириться в виде того, что несут. Мертвец – мертвец. Живой – живой. Думай о вечном. Извечная тема искусства. И они таким образом психологически работают. Узнав больше, легче это воспринимать. А так глубже смотришь на жизнь. Но вот с названием промах.
- Можете сравнить инцидент с теми опытами неприятными, которые у вас были по вашей живописи в СССР?
- По-разному наезжали. Всегда абстрактные темы люди пытаются пользовать в свою пользу. Они не очень понимают, что искусство немножко для другого. Им важно поюзать. Есть люди, которые вообще не понимают "цели и задачи" искусства. И в СССР инициатива была сверху. Всегда. Когда я сделал картину "Леннон и дети", там была использована классическая композиция. "Ленин в горках". Я просто её насытил. И когда прошла комиссия, исполком этот культурный, который всё это раздолбал, "сидит Ленин, а там дети". Ничего там такого не было. Но тот факт, что использовал эту композицию, как-то возбудило. Сейчас примерно из той же оперы. Кто-то что-то додумал. Композиция не лицензируется. Шествие с плакатами на палках не принадлежит кому-то одному. Пытаются застолбить, но нет официального решения, что с палками можно что-то носить только на конкретной акции. Поэтому я и не боялся. Запретили бы, не делал.
Фото – картина Кирилла Миллера "Леннон и дети", из личного архива.
- Если прокуратура позвонит, отправите их читать этот диалог?
- Надеюсь, что они сами увидят, что там ничего нет. Общечеловеческая история. Ни флагов, ни звёздочек. Ничего нет (смеётся).
- А если всё же есть? Тогда завтра что?
- А вот это серьёзный разговор уже пошёл. Вместо того, чтобы кричать "мочить", надо вести дискуссии. По-настоящему, а не в боевом режиме. Разобраться. Двигать общество дальше. Я над этим стараюсь работать, чтобы дискуссий было больше. Ставлю острые вопросы. Вопрос жизни и смерти вообще основной вопрос.
- Какой личный, творческий вывод из этой истории?
- Вообще страшновато. Как это всё может интерпретироваться. Если пойдёт официальное решение, то станет ещё страшнее, когда государство начнёт принимать стороны людей неразумных … И вообще картина старая достаточно. Я её написал, ещё когда и не было этого полка.
- Если к вам постучится государство, значит, мёртвые победили живых?
- Однозначно. А как жить, если побеждает зло. Ещё раз, я совершенно не это имел в виду.
Николай Нелюбин,
специально для 47news