Из двадцатки «горячих» специальностей,  имеющих повышенный спрос в Ленинградской области, наиболее востребованы рабочие профессии.

Как сообщили 47News в отделе информации областного правительства, возглавляют список слесари различных специализаций: вакансий 1255, а из ищущих работу эту специальность имеют только 333 человека.

Вторая наиболее востребованная профессия – водители, третья – операторы различных специализаций. Дальше в списке востребованных  специальностей машинисты различных установок, электромонтеры и даже продавцы.

В категории инженерно-технические работники на первом месте инженеры. По данным на 1 июля 2008 года имеется 428 вакансий на различных предприятиях Ленинградской области,  во всех муниципальных районах. Более всего инженеры необходимы  в Сосновом Бору. Далее следуют такие специальности как агенты, врачи и  медсестры,  бухгалтеры, воспитатели, мастера.

В банке  вакансий Ленинградской области 80% составляют рабочие специальности, и лишь  20% - специалисты со средним и высшим образованием. Если же посмотреть на структуру учебных мест, то картина складывается прямо противоположная: в 48 филиалах  ВУЗов, расположенных  на территории Ленинградской области обучается свыше 5 тыс. человек, а прием в учебные заведения начального и среднего  профессионального образования составляет около 2 тысяч человек.

По мнению председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Владимира Рожкова,  в системе профессионального образования нужны серьезные административные меры, чтобы привести эту систему в соответствие с  потребностями экономики. Однако у области как субъекта Федерации недостаточно прав по регулированию в этой сфере, они находятся в ведении федеральных органов власти.

Тем не менее, в правительстве области создана рабочая группа по оценке качества образования. Связано это еще и с тем,  что профобразование развивается сегодня по законам бизнеса -  снижение  затрат и увеличение прибыли. Обучение свелось набору из десятка специальностей, которые популярны,  востребованы и малозатратны. Для подготовки менеджера или бухгалтера  требуется стол, стул, компьютер, а для  обучения технолога,  химика или конструктора нужны лаборатории,  учебные производства. Это огромные затраты, которые портят финансовую картину деятельности учебного заведения.  

По мнению председателя комитета по труду и занятости населения области, этот процесс необходимо регулировать,  и приводить в соответствие с потребностями экономики. Раньше существовало четкое соотношение по количеству мест в системе начального, среднего и высшего образования, и это регулировалось государством. Сейчас такого  нет. Предложение образовательных услуг в ВУЗах превышает спрос. В итоге люди,  получившие высшее образование, приходят в службу занятости на переобучение, и даже овладевают  рабочими специальностями.

Количество безработных, прошедших  курсы переподготовки,  постоянно растет. Ежегодно в области проходят переобучение около 6 тысяч человек. Причем только треть из них  за счет средств областного бюджета, остальные– используют собственные сбережения или помощь предприятий.