Росреестр опубликовал алгоритм действий для гаражников, но те всё равно не знают, с чего начинать легализацию. Председатели кооперативов воют от телефонных звонков. Каждый спрашивает про "амнистию", а точного количества гаражей в Ленобласти не знает никто.

Завтра, 1 сентября, в России стартует "гаражная амнистия". Само словосочетание намекает на нарушение в прошлом — построено незаконно, но суть реформы состоит в том, чтобы позволить владельцу гаража не только узаконить право на строение, но и получить землю под ним. Легализовать можно только капитальные гаражи, то есть те, что имеют прочную связь с землёй и которые невозможно перенести без причинения ущерба их значению. Узаконить можно лишь те строения, что построены до 29 декабря 2004 года, то есть до дня вступления в силу Градостроительного кодекса.

47news уже тезисно писал, кто попадает под амнистию и с чего надо начинать. Тематическая инструкция-методичка Росреестра — это тридцать одна иллюстрированная страничка с формами необходимых документов. На форумах и сообществах гаражников этот алгоритм самый популярный и обсуждаемый материал. А, в целом, блок-схема реализации "гаражной амнистии" выглядит следующим образом.

photo_2021-08-31_17-33-47.jpg Росреестр

Гаражное хозяйство Ленинградской области — это многообразие форм существования, большие и малые площади, самое разнообразное историческое прошлое. Назвать точное количество существующих гаражей в регионе пока никто не может. В местной структуре "Всероссийского общества автомобилистов" (ВОА) могут уверенно сказать, что во Всеволожском районе у них 8 400 владельцев гаражей, а в целом по Ленобласти — под 30 тысяч. Но есть ещё разнообразные ГСК, кооперативы, пайщики из эпохи перестройки, гаражи, возведённые на землях Минобороны и лесного фонда. Несмотря на то, что методичку Росреестра обсуждают активно, но тревожные звонки председателям и в ВОА никто не отменял.

Сегодня как раз состоялся президиум Совета городского и областного "Всероссийского общества автомобилистов". Как рассказал 47news председатель областного в целом и попутно всеволожского районного отделения организации Валерий Кондратенко, главная повестка — что говорить людям. Обсуждали полтора часа.

- Сегодня только с одной Луги мне четырнадцать раз звонили: что нам делать, куда бежать? Просят образец справки, которую надо согласовывать в МФЦ, чтобы хоть понимать как она должна выглядеть. Решили не отказывать людям в выдаче этих справок, что мы в силах предоставить — предоставим, дескать с такого-то года в гараже, копия договора аренды земли, но дальше наше участие в этом процессе заканчивается. Взбаламутили конечно людей, - рассказал 47news Кондратенко.

Каждый район Ленинградской области и даже каждое конкретное гаражное объединение — это своя специфика. Например, в Гатчине практически 100% гаражей - сборно-разборные конструкции, хоть и стоящие зачастую на фундаменте, то есть как бы не капитальные. А довести их до основательного вида уже не получится — нарушается условие 2004 года.

Или, например, Кингисеппский район — там достаточно гаражей на землях Минобороны и лесного фонда. Так, стоянка "Космос" организована на оборонных землях с 1860 гаражами. За аренду военным они платят смешной налог в 60 тысяч рублей в год. Вопрос — сможет ли автомобилист из космоса приватизировать землю у Минобороны, а если сможет, то сохранятся ли у него преференции по налогу?

ПО-9 (в прошлом КАС-9) — это здоровенный гаражный массив вдоль железной дороги у метро "Девяткино". Как рассказал 47news председатель Александр Евгеньев, его объединение состоит в структуре ВОА. Законопроект считает сыроватым и угрожающим общественной организации развалом.

- Вот получил человек землю в собственность под гаражом, ему скажут: плати членские взносы. А он в ответ: с какой стати, я вообще здесь картошку храню. Если каждый такую позицию займёт, то как оплачивать охрану, электричество. Все гаражи растащат в итоге. Авторам надо было хотя бы устав ВОА почитать, подзаточить закон под организацию, - считает Евгеньев.

Гаражный кооператив "Военный городок" в Янино отношения к ВОА не имеет. Его председатель Андрей Сидельников с методичкой-алгоритмом от Росреестра ознакомился и называет её грамотной. Но в кооперативе ситуация все равно сложная. Там было 143 гаража, а сотню снесли на основании постановлений Заневского городского поселения. Всеволожский горсуд признал решение незаконным. В итоге двух третей гаражей уже нет, а судебные тяжбы продолжаются.

Как и следует из названия, кооператив рождался на землях Минобороны. Начали строиться ещё в 1974-м, до того как участок был передан муниципальному образованию.

- Что мне не нравится, что владелец должен любыми доступными средствами доказать, что его гараж построен до 2004 года. Хоть свидетелей приводи. Мы строились на землях обороны в 70-е и 80-е годы. Места имел право предоставлять военнослужащим командир гарнизона. Это была совершенно иная эпоха, совершенно иные документы. Рапорт писали на имя командира. Где их теперь брать, теперь то земли муниципальные. Думаю, 2 или 3 сентября пойду на приём к главе поселения, - рассказал 47news Сидельников.

ГКС "Кристалл" — это в Кудрово, которое, как и Янино, тоже Заневское поселение. Но, как объяснил его председатель Владимир Жевач, эти 1100 капитальных железо-бетонных из первой половины 90-х расположены на землях, что на контроле у администрации Всеволожского района. Договор аренды действует до 11 октября 2021 года. Что будет дальше — не знает.

- Хорошо, человек оформил в собственности эти 18 квадратов земли под гаражом. А проезды к ним — это чьё будет, останется за Всеволожским районом? Автомобиль ведь в гараж залететь не может. А эстакады, а туалеты? Народ активничает, в бухгалтерию приезжает за справками, задолженности покрывают. Но в целом настроение "как бы опять не надули". Посмотрим, что будет после выборов. А то проснёмся, а нам скажут: складывай свои плиты и увози куда хочешь, - рассуждает Жевач.

В свою очередь, собеседник 47news в областном Росреестре сообщил, что информацию о примерном количестве гаражей в 47 регионе они запросили в комитете по управлению государственным имуществом. Учитывая, что стандартный гараж — это 6 на 3 квадратных метра, можно будет понять площадь земельных участков потенциальных собственников. Реестре прямо говорят, что пока оценить объем работ не могут.

Александр Калинин,
47news

Законопроект о гаражной амнистии Минэкономразвития внесло в правительство в начале февраля прошлого года. Закон Владимир Путин подписал 6 сентября 2021 года. "Амнистия" действует до 1 сентября 2026 года. Под неё попадут как минимум 2 млн гаражей из 5,6 млн поставленных на государственный учёт.