Петербургская аварийно-спасательная компания отсудила 58 млн рублей солидарно у судовладельца с Маршалловых островов и его страховщика за загрязнение акватории городского порта в 2019 году.

Соответствующее решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 22 июня. В соответствии с ним владелец теплохода Loza компании Marathi Shipping Ltd c Маршалловых островов и застраховавшая его ирландская компания The Standard club Ireland DAC должны были выплатить аварийно-спасательной компании ООО "Контур СПб" 58,3 млн рублей за ликвидацию последствий загрязнения петербургского порта нефтепродуктами

Это случилось после того, как в прошлом июле тот же суд вынес точно такое же решение, его вынес Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, но отменил Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Кассационную инстанцию не устроили формальные моменты мотивировочной части решения: взыскание стоимости аварийных работ по очистке акватории не должно быть солидарным — истцу следует выбрать объект для претензий. Это может быть судовладелец, страховщик, каждый из которых в дальнейшем может просить суд привлечь другого в качестве соответчика. Кроме того, кассационный суд обратил внимание, что присужденная первой инстанцией сумма превышает страховую, а потому рекомендовал при новом рассмотрении дела назначить комплексную экспертизу, чтобы определить, насколько предъявленные "Контуром СПб" требования соответствуют критериям "разумных мер" в понимании Кодекса торгового мореплавания РФ и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. 

После соблюдения всех этих требований первая инстанция год спустя повторно вынесла решение о взыскании 58 млн рублей с иностранных судовладельца и страховщика, допустившего разлив нефтепродуктов судна. 

Аварийный разлив мазута произошел 19 июня 2019 года в районе Угольной гавани при бункеровке мальтийского судна Loza, и, к удовольствию чиновников, случай этот избежал огласки, хотя оно того стоило. Loza разлила около 15 тонн мазута, но капитан судна поначалу занизил число в разы. За уборку взялось ООО "Морская экология"; когда же выяснились истинные масштабы происшедшего, администрация морских портов Балтийского моря наняла второго спасателя — ООО "Контур СПб".

В опубликованном 30 июля решении суда первой инстанции по этому поводу написано: 

"Разлив бункерного топлива в количестве, значительно большем, чем первоначально сообщил капитан судна, существовала реальная угроза попадания загрязнённой топливом воды с акватории в водозаборы городской теплоэлектростанции и дальнейшего распространения разлитых нефтепродуктов по всей акватории порта".

АМП Балтийского моря оценила затраты на уборку случайно пролитого почти в 103 млн рублей и, не встретив понимания, обратилась в суд, где переуступила право требования очищавшему акваторию "Контуру". Тем временем капитан судна и старший механик пропали, а судовладелец Marathi Shipping Ltd. и застраховавшая теплоход The Standard club Ireland DAC не спешили платить за ликвидацию последствий аварии.

Бумажная стадия спора длилась, пока судья не арестовала плавсредство. Ровно через 6 дней ответчики выплатили спасателям 36,5 млн рублей и пообещали скоро заплатить остальное.

Суд снял арест, Loza благополучно отбыла, и позиция ответчиков стала непримиримой: они решили не платить вообще. Большинство работ, за которые "Контур" хотел получить оставшиеся 66 миллионов, они назвали невыполненными, почти не выполненными или выполненными не так, как надо. После этого спор окончательно перекочевал в залы судебных заседаний.