На рынке загородной недвижимости появились поселки-призраки. Больше половины домов в них приобретены не с целью проживания, а ради вложения средств.


По данным "Петербургской Недвижимости", которые приводит dp.ru, на рынке сформировались поселки с таким типом населенности: из 22–25 коттеджей, образующих поселок, для постоянного проживания используются шесть-семь, половина, а то и вовсе один дом. Общий объем поселков-призраков эксперты затрудняются назвать, но склоняются к тому, что тенденция скорее всего будет нарастать.


"Я знаком с одной семьей, которая купила загородный дом и живет в нем в одиночестве уже 2 года, мечтая, чтобы кто-нибудь поселился по соседству. Люди покупают загородную недвижимость, чтобы защитить свои сбережения, но это момент скорее психологический. Люди помнят совет Марка Твена покупать землю, так как "ее больше не производят". Пока нет вторичного рынка загородной недвижимости, трудно определить стоимость коттеджа или поселка", – говорит директор департамента инвестиционных продаж Becar Commercial Property Алексей Лазутин.


"Нельзя говорить, что покупатели, постоянно не проживающие в поселке, на все 100% приобрели недвижимость с инвестиционной целью. Тем более когда речь идет об объектах для сезонного и условно-постоянного проживания. Процент постоянно проживающих в коттеджных поселках небольшой, но это скорее связано с тем, что большинство покупателей – люди, имеющие основное жилье в городе. Даже если дом подходит для того, чтобы в нем жить постоянно, это не значит, что жить в нем будут круглый год", – говорит руководитель загородного отдела департамента маркетинга компании "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева. Эксперт полагает, что сегмент рынка, связанный с загородными коттеджами, только формируется и в будущем ситуация кардинально изменится.


Алексей Лазутин считает, что это произойдет, когда будут преодолены институциональные препятствия для развития рынка недвижимости – станет понятной процедура перевода земель из статуса сельскохозяйственных в земли поселений, подведены инженерные коммуникации и т. д. Операторы рынка недвижимости убеждены, что необжитость поселков – вопрос психологический. Финансовых рисков клиент не понесет. "Населенность поселка сама по себе на его стоимость не влияет. Важно местоположение, социальная инфраструктура (наличие магазинов, поликлиники, мест отдыха). Ситуация, когда все жители покидают поселок и цена резко падает, невозможна в принципе, если речь не идет об экологической катастрофе", – говорит эксперт отдела загородной недвижимости компании "Олимп 2000" Дмитрий Иванов.