Владелец промзоны "Лесное" может пользоваться железной дорогой "Лукойла" лишь на условиях самого "Лукойла". Суд отменил позицию областного УФАС.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 8 апреля отменил решение первой инстанции в споре между компанией "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" и областным Управлением Федеральной антимонопольной службы. "Лукойлу" не нравится предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении "Управляющей компании Кедр" (владелец промзоны "Лесное") от марта 2020 года. Сотрудникам УФАС не нравится тактика "Лукойла". 

Тяжбу инициировал "Кедр", который пожаловался в антимонопольное ведомство на "Лукойл", - нефтяной гигант не дает ездить по своему участку железной дороги на тех условиях, которые "Кедру" нравятся, отчего до магистральной ветки ему никак не добраться.

В прошлом ноябре Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области поддержал позицию УФАС. Но апелляционная инстанция с этим не согласилась. Ее постановление вступает в законную силу сразу после публикации - с 8 апреля "Кедр" может пользоваться железнодорожными путями "Лукойла" только на тех условиях, которые предложил сам "Лукойл". Впрочем, условия эти утверждены приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, а потому считать их нарушением антимонопольного законодательства со стороны нефтяной компании Тринадцатый арбитражный апелляционный суд считает неправильным. 

"Кедру" принадлежит промзона "Лесное", которая расположена на территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района, в 35 километрах от Петербурга, и гордится собственными резидентами: логистический центр "Газпрома", заводы по производству асфальта и строительных смесей. А также электро-, газо-, водоснабжением и железнодорожной веткой, примыкающей к магистральной в районе станции Орехово. Железнодорожная ветка, описанная на сайте "Лесного", принадлежит "Кедру" не целиком. Часть ветки находится в собственности ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт", и эта часть располагается между промзоной и Орехово. Попасть на магистральную железную дорогу с "Лесного" можно только через участок, принадлежащий "Лукойлу".

В 2019 году "Кедр" в первый раз пожаловался в УФАС на своего железнодорожного соседа: договор о порядке следования по железнодорожному пути необщего пользования, который "Лукойл" предлагает, якобы нарушает законные права и антимонопольное законодательство. Речь шла о восьми пунктах договора, включая стоимость проезда одного вагона, которые, по мнению "Кедра", навязывали невыгодные условия. Антимонопольщики согласились с доводами заявителя и направили "Лукойлу" первое предупреждение, где содержалась настоятельная рекомендация откорректировать спорные пункты. В "Лукойле" послушались, откорректировали и даже приложили к новому проекту договора документ из областного комитета по тарифам и ценовой политике.

Прочитав проект договора во второй редакции, представители "Кедра" не стали возражать - сразу пожаловались в антимонопольное ведомство повторно. Чем, кстати, вызвали эмоции у юридической службы топливной компании: даже в исковом заявлении чувствуется возмущение - "Кедр" не пытался с нами ничего согласовывать, а сразу побежал жаловаться. Результатом стало новое предупреждение с требованием изменить содержание очередных двух пунктов договора.

Позиция "Лукойла": "ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" не навязывало ООО "УК Кедр" каких-либо невыгодных условий договора, в адрес ООО "УК Кедр" был направлен только проект договора №1 о порядке следования железнодорожного пути необщего пользования… От ООО "УК Кедр" в адрес "ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" не было направлено каких-либо замечаний, писем, предложений, протокола разногласий, редакции к проекту договора №1 о порядке преследования по железнодорожному пути… Только подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора не может являться нарушением…".