Начались разговоры о переносе сроков ввода в строй проекта Газпрома за триллион. 47news узнал, кого отправили лечить ситуацию.  

Пока интрига, кто станет новым подрядчиком Газпрома после того, как корпорация 15 марта сообщила о расторжении контракта полного цикла с компанией НИПИГАЗ на строительство газохимического комплекса в Усть-Луге. В монополии объяснили - необходимо оптимизировать расходы на проект. Стоимость оценивалась в триллион рублей. О строительстве заявлено в марте 2019-го, а разговоры шли лет семь.

Проект состоит из двух звеньев. Первое – газоперерабатывающий завод. Реализует компания “Русхимальянс”, принадлежащая на паритетных началах структуре Газпрома и АО "Русгаздобыча". За последней - фигура бизнесмена Артёма Оболенского, кто ранее был председателем совета директоров "СМП Банка" братьев Ротенбергов. Второе звено - газохимический комплекс по производству полимеров. “Русгаздобыча” реализует его без Газпрома. Проекты технологически накрепко связаны.

Заявлено, что оба производства будут строиться параллельно в две очереди. Окончание первой было запланировано на конец 2023 года, второй - на конец 2024 года. Но в ноябре минувшего года появился консервативный прогноз монополии: обе очереди могут сдвинуться на год. В разговорах витают и более длительные сроки. Речь о заводе, где Газпром дольщик. Но поскольку газохимический комплекс “Русгаздобычи” будет получать сырьё от завода по переработке, логично предположить, что в плане производства поедет вся цепочка. (Представить, что сырье будет доставляться не как задумано, чисто технически очень сложно).           

По словам собеседников 47news в монополии, сроки реализации вызывают серьёзную озабоченность топ-менеджмента вплоть до Алексея Миллера. Но критиковать гендиректора “Русхимальянса” Кирилла Селезнёва ему, скорее всего, психологически сложно. Селезнев давний и верный соратник, ещё в 2001 году он начинал карьеру с позиции помощника Миллера. Но, видимо, в аккуратной коррекции настала существенная необходимость. Тем более, о том, что всё идёт по графику, Миллер докладывал Путину в январе 2021 года. Надо полагать, не в первый раз.

Косвенным же подтверждением желания ускорить процессы может служить последнее кадровое изменение в “Русхимальянсе”. В начале марта на должность первого замгендиректора назначен 38-летний Павел Крылов. Он пришел с высокой ступеньки начальника департамента №335 Газпрома, где отвечал за внедрение современных технологий и импортозамещение. Возглавлял департамент с момента его создания в 2015 году, когда ему было, на минуточку, 33 года. Целями и задачами ставилось снизить зависимость Газпрома от импортных материалов и оборудования. Понятно, что таким образом купируются последствия существующих и возможных санкций.

Сегодня уровень выполнения по этому направлению оценивается как значительный. Во всяком случае, труба, арматура, задвижки теперь почти на сто процентов российского производства, говорят собеседники изнутри. Есть примеры и посложнее. Так, в коллаборации с “Силовыми машинами” и компанией "Линде Северсталь" (находится в Девяткино) были созданы теплообменники для газопереработки, которые раньше приходилось закупать за рубежом. Если же чуть приподняться, то внедрение инноваций в масштабах монополии, с её-то инерцией, задача точно не из простых. Кстати, курирует департамент наш давний знакомый, зампред правления Виталий Маркелов.

Может, так совпало, но все, кого бы 47news ни спросил, отзываются о Крылове с положительной интонацией. Это для Газпрома вообще-то редкость. Не секрет, что атмосфера интриг там плотная. Топ-менеджера называют предельно технократичным в изначальном понимании этого слова. Как говорят, за результаты его ценит лично Миллер.

Родился в казахском посёлке. Окончил Университет нефти и газа имени Губкина по специальности "оборудование и технология сварочного производства", кандидат наук, карьеру начинал с инженера. Достаток вполне по статусу - квартира в Парадном квартале и, соответственно, Mercedes.

 Есть мнение, что перед Крыловым будет поставлено несколько насущных задач. Первым делом, и это логично, собрать команду из таких же технократов с понятной целью активизировать процессы. Стоит заметить, что вслед за Селезнёвым из Межрегионгаза в “Русхимальянс” ушли уже его соратники: Олег Давыдов и Наталья Коноваленко из Межрегионгаза, а также значительное количество сотрудников из департамента по переработке в Газпроме. И там, и там Селезнёв занимал руководящие должности. И это тоже, скажем так, команда. В аппаратных играх уж точно не последняя.  

Что касается тактики, то, как говорилось, надвигается заключение нового EРС-контракта, взамен на днях разорванного (контракт полного цикла - предполагает проектные, инжиниринговые, снабженческие и строительные функции подрядчика). В Газпроме вроде в качестве вариантов перебирают, что весь массив работ может быть разбит на несколько EРС-контрактов, что не часто, но практикуется.

Ещё одной задачей, вполне возможно, станет минимизация иностранных технологий в проекте. Между строк об этой проблеме обмолвились в своих заявлениях уже бывший подрядчик НИПИГАЗ и заказчик Русхимальянс. Первые сообщили, что приложили все усилия по локализации планируемого к закупке оборудования, но “заказчик не определился окончательно со схемой финансирования, что не позволило определить страновую принадлежность значительного количества единиц оборудования, включая ограничения по его локализации”. С другой стороны, от “Русгаздобычи” через ТАСС прилетело: “разрыв ЕРС-контракта с НИПИГАЗ был связан с завышением реальной стоимости объекта и систематическим нарушением установленных сроков”.

По словам ответственных сотрудников Газпрома, локализация сегодня одна из главных целей. И не только из-за санкций. Дело в том, что права на большинство передовых технологий принадлежат иностранным компаниям - лицензиарам. Во-первых, им нужно платить и процесс это длящийся. Во-вторых, они диктуют, какое оборудование нужно закупить для гарантированного соблюдения технологии. Если оно иностранное, а оно именно такое, то зарубежные сервисные компании обеспечивают себя на годы вперёд через обслуживание, ремонт и поставку запчастей.

 - Это кабала на годы. Формирование пула лицензиаров - краеугольный камень любого проекта, - отметил один из специалистов.         

Ещё одной потенциальной проблемой может стать или уже стало то, что первую часть - завод по переработке газа, реализуют два партнёра с долями 50 на 50. Как отмечают в монополии, такая конструкция на практике чревата перетягиванием одеяла на себя без необходимых полномочий для окончательного решения. Ещё нюанс мнение:

- Завод строит Газпром с "Русгаздобычей". Объект первый в цепочке и деньги из одной кубышки. Газохимическое производство - в одиночку строит "Русгаздобыча". Деньги только этой компании. Исходя из экономических предпосылок, "Русгаздобыче" выгоднее сконструировать финансирование на первом этапе так, чтобы сэкономить на своих - последующих, - предполагает один из собеседников, знакомых с ситуацией.

47news позвонил Павлу Крылову и спросил, какие цели перед ним поставлены. Он сообщил, что скован корпоративными правилами. Курирует строительство комплекса зампред Виталий Маркелов. Регулярно проводит “штабы” по этому поводу. Как говорят, с Селезнёвым отношения очень неплохие. 47news набрал Маркелова и спросил, каким он видит ход реализации проекта. Собеседник пару секунд промолчал и ушёл со связи.

К слову, Главгосэкспертиза 15 марта сообщила, что одобрила проект комплекса “Русгаздобычи”. В ближайшее время будет получено разрешение на строительство. Проект завода по переработке, где дольщик Газпром, ещё в экспертизе. Так что пока монополия отстаёт.

На фигуральный вопрос 47news нашим собеседникам в Газпроме, есть ли вероятность того, что команда Селезнёва “съест” новичка Крылова, многие отвечали примерно так: "Понятно, кто и почему принял решение, а значит есть будет сложно".    

Виктор Смирнов,
47news

Официально:

В пресс-службе “Русхимальянса” сообщили 47news, что о переносе сроков строительства данных нет. Представитель “Русгаздобычи” ответил похоже, но более громко: “Ни о каком переносе сроков речь не идёт”. 

Планы и посылки:

Комплекс по глубокой переработке этансодержащего газа должен ежегодно перерабатывать 45 млрд кубометров газа с высоким содержанием этана, выпуская 13 млн тонн СПГ, 3,8 млн тонн этановой фракции и 2,4 млн тонн сжиженного углеводородного газа. На терминал "РЖД" в Петербурге 15 марта прибыл грузовой поезд из Китая. Состав доставил первые 50 контейнеров с конструкциями и материалами для начала строительства газохимического комплекса.