В конце прошлой недели из соседней Эстонии пришли тревожные вести: на заводе «Силмет» в некогда закрытом городе Силламяэ в минувшую среду произошел пожар, есть опасность заражения, ведь завод не простой — занимается производством редкоземельных металлов, а в советские времена занимался еще и обогащением урана. В дополнение ко всему на городском пляже были установлены предупреждающие знаки, гласящие о том, что купание запрещено.


Большие подозрения вызвал тот факт, что местные власти ничего не комментировали. Отмалчивался и официальный Таллинн. Бывшие сотрудники завода и местные жители в разговорах высказывали опасения: мол, на территории на самом побережье остался огромное хранилище радиоактивных «хвостов» - не попало ли что-то в воды Балтики — до российской границы буквально несколько десятков километров.


В понедельник, 16 июня «обет молчания» был снят. Вице-мэр Силламяе по городскому хозяйству Александр Канев в разговоре с корреспондентом 47News поспешил развеять все сомнения и опасения. По словам господина Канева, пожар действительно был - и серьезный. По имеющейся информации, возгорание было зафиксировано около 16 часов дня в среду и тушить его прибыли пожарные расчеты из трех соседних городов. Впрочем, с огнем справились буквально за 20 минут. По официальной версии, возгорание произошло в помещении электрощитовой, которая уже несколько лет выведена из работы — причины пока устанавливаются. Дальше этого места огонь не распространился и никаких отходов, тем более радиоактивных, в воды Финского залива не попало.


Что же касается появившихся аккурат после пожара предупредительных табличек, то это просто неприятное совпадение. И одно событие к другому не имеет никакого отношения. Таблички на пляже устанавливаются уже не первый год: дело в том, что последние экспертизы воды показали повышенное содержание колибактерий - именно это и стало причиной ограничений на купание. Поэтому никакой радиации, «тяжелой» воды и иных загрязнителей подобного рода бояться не стоит — пляжи соседней и ближайшей к России Нарвы-Йыэсуу никто не закрывал — об этом корреспонденту 47News сообщили в городской управе.


Вобщем, похоже, в этой ситуации нужно отделять «мух от котлет» - одно дело завод по обогащению урана, полученного из диктионемовых сланцев, и производство редкоземельных металлов — танталда и ниобия. И совсем другое — возможное заражение фекальными бактериями вследствии канализационного загрязнения. Кстати, именно такая версия была основной в минувшем году, когда показатель по опасным микроорганизмам превысил норму в 22 раза по колибактериям и в 190 раз - по фекальным колибактериям. Так что теперь власти стараются, что называется, "перебдеть".


Еще одно небольшое дополнение: вода для купальщиков не так и опасна в этом сезоне — купаться некому. И в Петербурге-то синоптики пока не обещают выше 19 градусов, а в Силламяэ вообще температура держится около 15 градусов.


Впрочем, жителям Петербурга и области за примерами таких вот «совпадениий» далеко ходить не надо. Достопамятная история с якобы имевшим место выбросом на ЛАЭС, когда в регионе скупили все запасы йода, а многие уже были готовы паковать вещи, по времени совпала с плановыми учениями на атомной станции. Так что никакие заверения местных властей и руководства предприятия не были услышаны — слишком подозрительными были эти совпадения. Теперь похожая история произошла с нашими соседями. И не более того.


Ксения Потеева



Справка:

Колибактерия (от греч. kolon - толстая кишка) имеет второе название кишечная палочка. Эта бактерия обитает в кишечнике животных и человека, ее патогенные виды — возбудители кишечных болезней. Привычная среда обитания для колибактерий — загрязненная почва, растения, вода.