Сорвалась юридически оформленная сделка по покупке 34% семи компаний группы "Аксель" - крупнейшего автодилера Петербурга. 47news выяснил, как же так.
О том, что на авторынок Петербурга зашли знаковые бизнесмены Ленобласти Илья Трабер и Рамис Дебердеев, стало известно в конце прошлого года, когда изменения в структуре собственников компаний группы "Аксель" отразились в ЕГРЮЛ. Траберу с 11 декабря принадлежало по 17% в "Аксель-Сити", "Аксель-Сити Юг", "Аксель-Моторс Север". И по 17% этих предприятий с 11 декабря находилось в собственности его исторического партнера Дебердеева. Свои доли тогда им уступили братья Игорь и Юрий Одуды. По информации 47news, кроме вышеуказанных фирм, также были приобретены аналогичные доли еще у четырех компаний: "Аксель групп", "Аксель-Моторс", "Лайн", "Аксель-Брокер".
С 1 марта эти активы возвращаются бизнесменам Одудам. Наше издание узнало о перспективах одного из лидеров авторынка.
После появления тех новостей многие в бизнес-сообществе не понимали интригу – зачем Трабер и Дебердеев вошли в абсолютно не профильный для них бизнес.
Они совместно владеют компанией "Приморский УПК", которая строит перегрузочный комплекс в порту Приморск грузооборотом 65 млн тонн. В 2020 году партнеры приобрели 75,01% акций компании ЛОЭСК — второй после Ленэнерго в Петербурге и Ленобласти. В их сфере интересов и терминал в порту "Усть-Луга", который был также приобретен в 2020 году.
Как выразился один из игроков авторынка, "или мы что-то не видим, а они видят там "нефть". Действительно, "Аксель" продает автомобили марок BMW, MINI, Volkswagen, а также Toyota, Lexus и Renault. В 2019 году выручка фирм группы составила более 15,7 млрд рублей, что на 13% больше, чем годом ранее, и на 33% выше, чем в 2017 году. Но при этом ни один год из последних трех лет не был для "Акселя" прибыльным, а это типичная для автодилеров картина. 2017 год группа закончила с убытком в районе 38 млн, а 2018 год — на уровне 340 млн рублей. В 2019 году убыток удалось сократить до 236 млн рублей.
В доверительных разговорах с теми, кому знакомы характеры Трабера и Дебердеева, прозвучало предположение, что при финансах, которыми располагают ньюсмейкеры, они могут себе позволить заходить просто на интересные рынки.
"Красивый бизнес, если хотите. Там же концентрируется уйма связей, просьб и так далее. Это сегодня там дела не очень, а в перспективе надо еще посмотреть. Недавно и у строителей все было грустно, а сегодня – рост продаж. При учете, что если ты еще покупаешь актив ниже рынка, почему бы и нет", - оценил один из игроков.
Что касается красоты и характера, то журналист 47news может добавить – уже лет семь Рамис Дебердеев увлекается мотоциклами, у него парк, он - глава мотоклуба "Дом", его иногда можно видеть в образе категорически непохожем на его статусную репутацию.
По данным нашего издания, история началась осенью прошлого года, когда братья Одуды сделали Траберу и Дебердееву оферту на покупку их долей. Говорят, на это у них было две причины. Во-первых, их давний партнер по группе "Аксель" Алексей Безобразов перед этим тоже сделал им предложение о выкупе их долей, но, по их впечатлению, это было больше похоже на ультиматум, да еще при сумме, за которую они готовы были продать. Ну и во-вторых: Игорь Одуд знает Рамиса Дебердеева уже четверть века. По оценочным данным, 34% семи компаний группы "Аксель" могли стоить под 20 миллионов долларов.
Беглый осмотр финансовых дел "Акселя" дал Траберу и Дебердееву впечатление неубыточного предприятия. Тем не менее, условия сделки были составлены так, что в течение 30 дней новые совладельцы проведут уже дотошный финансовый аудит и только потом переведут деньги.
Когда финансовый анализ начался, было обнаружено, что несколько лет назад в учредительные документы за чуть ли не поддельными подписями Одудов были внесены изменения, дающие новые права генеральным директорам. Так, были еще зафиксированы странные займы у аффилированных с Безобразовым компаний. Также в прокуратуре Петербурга нашему изданию подсказали, что Одуды подали заявления в надзорное ведомство по поводу подделки их подписей, по поводу миллионных займов на параллельные компании и вывода денег. Последнее фактически создает условия для банкротства.
Не надо быть Трабером и Дебердеевым, чтобы понять – это фактически билет на войну. Причем оставаясь, они вынуждены будут жить арбитражами, инициированием уголовных дел, то есть громить свое же предприятие.
47news дозвонился до Рамиса Дебердеева. Он не стал раскрывать сумму сделки, не стал давать оценки ни действиям Безобразова, ни Одудам. И все же подтвердил, что 1 марта "мы уже вышли из трех компаний, а по четырем обратились в арбитраж на снятие обеспечительных мер по иску Безобразова, в котором он просил перевести права на себя".
Последнее только подтверждает, что сделка шла не ровно.
- Мы хотели купить совсем другое, точно не это. После вскрывшихся проблем даже смотреть в ту сторону не хочется. Это их бизнес, их отношения, они остаются в склоке, мы уходим, - будто не с журналистом, а с "Акселем" попрощался Дебердеев.
Похоже, на кону – конфликт внутри самого "Акселя". Редко же случается, когда при таких фальстартах партнеры находят общий язык. Как правило, начинаются зеркальные заявления друг на друга в судебные и правоохранительные инстанции, поиск других инвесторов, уже с опытом слияний и поглощений.
Евгений Вышенков,
47news