В Москве думают, где взять треть триллиона на всеобщую газификацию, одобренную гарантом. Варианты как всегда - забрать у коммерсантов. Новая реальность может наступить в июле.

Совет директоров Газпрома 24 февраля переизбрал Алексея Миллера председателем правления на новый пятилетний срок.  Помимо строек "Северный поток-2" и "Сила Сибири-2", ему предстоит справиться с пожеланием президента ускорить газификацию домохозяйств. В прошлом году она составила 71,4% по стране, к концу 2025 года планируется дотянуть до 74,7%. На это заложено 526,1 млрд рублей из кармана всеобщего достояния.     

встреча Путина и Миллера 16 сентября Фото: с сайта Кремля

Но Владимир Путин, видимо, не просто хочет побыстрее закрыть аргумент “за границу продаёте, а в деревнях газа десятилетиями ждут”. Как он выразился на встрече с Миллером в январе, темпы газификации снизились и "вопросов на этот счёт у граждан очень много". А ещё в сентябре гарант одобрил предложение Миллера создать на базе Газпрома единого оператора по доведению трубы до граждан вплоть до плиты.

Сегодня Газпром строит газораспределительные станции, отводы от магистральных трубопроводов и межпоселковые сети. Внутрипоселковые строит субъект Федерации либо муниципалы, а за “последнюю милю”, то есть от улицы до конфорки, платят граждане. В разных регионах плата варьируется от 50 тысяч до полумиллиона и выше. В Ленобласти был случай, когда с собственника-ветерана попросили 900 тысяч. И не секрет, что рынок последней мили давно и прочно, как дно пиратского корабля, оброс ракушками-посредниками.

Единый оператор, как подразделение Газпрома, возьмёт на себя траты и субъекта, и жителей. Для них всё будет бесплатно, как порекомендовал президент.  Идея красивая, насквозь социальная и вообще не про бизнес, что в унисон подтвердили все собеседники-газпромовцы. На всеобщую газовую благодать необходимо 354 млрд рублей, заявил Миллер.

Но деньги из воздуха ещё не научились делать даже в Газпроме. Бюджет компании свёрстан, и там только те самые полтриллиона, что пойдут на, скажем так, классические работы – новая реальность в нём не учтена. Вопрос: где взять ещё 350? Отвечает губернатор Кемеровской области - Кузбасса Сергей Цивилёв

В полдень, 26 февраля, в Москве он, в качестве руководителя секции энергетики Госсовета России, проведёт совещание рабочей группы. Темой станут смыслы: “Где брать деньги, Зин?”. А если построже, то поиск моделей и источников финансирования нового начинания.

Насколько известно нашему изданию, три мысли уже есть. Если вы бизнесмен, то на этом месте точно не будете смеяться - все варианты про повышение цен для промышленных потребителей, то есть для коммерсантов. 

Первый вариант: повысить тариф газораспределительных организаций на доставку газа. Как посчитали в Газпроме, рост понадобится двукратный, а то и больше.

Второй: поднять оптовую цену на газ. Её регулирует государство. Необходимый прогнозируемый рост - инфляция плюс 2-3%.

Третий: введение так называемого двухставочного тарифа на транспортировку. Помимо обычного, все юрлица в стране будут платить ещё одну ставку - из неё формируется финансовый котёл. Такая система работает в энергетике, и там она тоже в пользу граждан - их реальные расходы покрывает бизнес. Здесь нюанс. Вот Петербург, и он газифицирован на 100%, но городскому бизнесу также придётся платить за условный Дальний Восток. 

Есть и четвёртый вариант, назовём его проторенным - деньги зальёт федеральный бюджет. Тут забавно - казна формируется в том числе из налогов физлиц, а значит, за подвод газа граждане заплатят кровные, но завуалированно. Хотя справедливости ради, в госкубышке и налоги Газпрома.

Так или иначе, но 15 марта состоится заседание президиума Госсовета. Единственным вопросом будет газификация россиян. Логично, что докладывать будет Цвилёв. Сложно поверить, но в кулуарах обсуждается и дата запуска работы единого оператора  - июль нынешнего года. С другой стороны, и одобрил не кто-то, а сам.

К слову, под эту сурдинку с поиском денег в Газпроме уже начинают звучать разные приятные плюшки-предложения. Например, освобождение от налога на имущество касаемо новых трубопроводов. Учитывая, что за пять лет планируется построить 24,4 тысячи километров, деньги, мягко говоря, приличные.

Что касается того, кто именно будет физически осваивать средства, то, как уверяют в Газпроме, здесь пока без интриг. Этим займутся так называемые “облгазы”. В Ленобласти это “Газпром газораспределение Ленинградская область”, а, допустим, в Екатеринбурге "Газпром газораспределение Екатеринбург". Другое дело, что своих сил, читай, проектных и строительных мощностей, у них наверняка не хватит, отмечает один из подчинённых Миллера. А так как облгазы являются субъектами естественных монополий, то обязаны проводить открытые конкурсы по поиску субподрядчиков.

И никто не будет спорить, что конкурсы - это конёк империи Газпрома. Возможно, кстати, те самые посредники-ракушки переродятся в мелких суб-субподрядчиков под большими игроками из близких топ-менеджменту.

“Мёд!” – должен воскликнуть опытный коммерсант близкий к монополии.     

Виктор Смирнов,
47news