Обладателей чертежей Минобороны на миллиардные контракты уже пять. Кингисеппский машиностроительный завод бьется за них три года. 47news искал законного.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 1 марта рассмотрит заявление конкурсного управляющего банкротящегося ЗАО "Производственное объединение "Дизель-Энерго" Полины Ковшовой. Она просит признать недействительным договор, на основании которого ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) приобрело комплект технической документации на производство дизельных двигателей для кораблей ВМФ и атомных станций. Продавцом выступило "Дизель-Энерго". 

Изначально принадлежащие Минобороны документы находились у госпредприятия "Фирма "Русский дизель", которое, собственно, и изготовило все 150 действующих сегодня на флоте судовых двигателей. В 2005 году предприятие ликвидировано без правопреемника. Но двигатели надо эксплуатировать и чинить, что без чертежей и спецификаций, мягко говоря, затруднительно. Флоту нужен официальный держатель документации, способный с ее помощью поддерживать двигатели в работоспособном состоянии. Для держателя чертежей и спецификаций это означает гарантию контрактов на много лет вперед. Это миллиарды, и, судя по всему, на них нашлись другие желающие.

Документация на судовые дизели чем-то напоминает сокровища капитана Флинта - её преследуют непонятные приключения с туманным финалом. В роли Флинта выступает давно почившее госпредприятие "Русский дизель".

Каким-то образом документы оказались у ЗАО "ПО "Дизель-Энерго". С февраля 2017 года оно банкротится, зато в декабре 2015-го появилось АО "МК "Дизель-Энерго", на сайте которого можно прочитать: "АО … образовано … на базе ЗАО "ПО "Дизель-Энерго", которое … в свою очередь являлось правопреемником ГП "ПО "Русский дизель". Трудно определиться с отношением к этому заявлению, когда Федеральная налоговая служба в лице МИФНС-17 констатирует отсутствие у госпредприятия официальных правопреемников.

Спустя 5 дней после регистрации второго "Дизеля", 14 декабря 2015 года, тогдашний генеральный директор первого Алексей Лазарев передал документы новорожденному, а через год возглавил его. Ещё через 2 недели, 30 декабря, первый "Дизель" передал техническую документацию в собственность Алексею Лазареву. Он тогда возглавлял предприятие - видимо, подарил самому себе. Конкурсный управляющий первого "Дизеля" Полина Ковшова попыталась оспорить сделку - ничего не вышло. Судье Ольге Голоузовой не удалось увидеть подлинник договора, и она не отважилась принять решение по копии. Соответствующее определение опубликовано 2 февраля 2021 года. 

2015 год вообще оказался неудачным для Лазарева. В тот год первый "Дизель" под его руководством получил субподряд в госконтракте на ремонт генераторов в Петербургском метрополитене. Три года спустя удача обернулась уголовным преследованием за особо крупное мошенничество - СК РФ заподозрил использование сомнительной проектной документации, в связи с чем замененные в ходе ремонта элементы были названы контрафактными. В августе 2018 года Куйбышевский районный суд отпустил Алексея Лазарева под залог в 2 млн рублей, вторым обвиняемым стал главный снабженец ГУП "Петербургский метрополитен" Денис Руденко. Текущее состояние этого дела малопонятно - ждем ответа от пресс-службы ведомства.

7 июня 2016 года первый "Дизель-Энерго" передал КМЗ всю документацию за символические 20 тысяч рублей. Тем же числом датируется еще один договор между теми же юрлицами - о том же самом, с таким же номером, но с другой суммой - 800 тысяч. Нелепость оценили в следствии Фрунзенского района Петербурга, тоже заподозрив мошенничество.

Следствие полагало, будто сложивший с себя за день до 7 июня полномочия генерального директора первого "Дизеля" Алексей Лазарев продал от его имени документацию, подделав бумагу, из которой следовало, будто продавец имеет на нее законные права, а 800 тысяч рублей оставил себе. Но в ноябре 2020-го следствие прекратило преследовать Лазарева, решив, что к совершению преступления он непричастен. В середине января 2021 года прокуратура направила дело для дополнительного расследования после попытки следователя приостановить его из-за невозможности понять, кого же следует привлечь к уголовной ответственности.

Конкурсный управляющий Полина Ковшова решила признать недействительными оба договора - трудно понять, какой из них правильный, если они не отличаются ничем, кроме суммы. В КМЗ корреспонденту 47news сказали, что реальным считают договор на 800 тысяч рублей, а про второй, на 20 тысяч, узнали много позже и вообще сомневаются в его существовании.

Если договор о передаче чертежей и спецификаций кингисеппскому заводу суд признает недействительным, значит, они возвращаются первому "Дизель-Энерго". Непонятно, правда, как такое возможно - ведь юридических прав на них он не имеет.

В распоряжении редакции имеется и копия договора между первым "Дизелем" и польской компанией Spolka z Organiczona Odpowiedzialnoscia "Dimida" от 28 апреля 2016 года. Из документа следует, будто Алексей Лазарев передал полякам на 5 лет техническую документацию за 25 тысяч евро. 

На сегодняшний день из всех известных 47news договоров следует, что конструкторская документация "Русского дизеля" сегодня имеется у:

  • - ЗАО "ПО "Дизель-Энерго";
  • - АО "МК "Дизель-Энерго";
  • - Алексея Лазарева лично;
  • - Польской Dimida;
  • - ООО "Кингисеппский машиностроительный завод".

Официальным обладанием может похвастаться лишь КМЗ - в июне 2018 года Минобороны назначило его официальным держателем документации. Если забыть о том, что фактически завод приобрел её у того, кто не имел оснований продавать.

Лев Годованник для 47news