Могильщик из Ропши не оставил сомнений: у фигуры № 1 питерской похоронки миллиардера Ларькина появился достойный противник. Похоже, он недалеко от губернатора Беглова или выше.
Не поверите, но 85 тысяч 120 рублей, что, по мнению Следственного комитета, присвоил рядовой мастер по захоронениям муниципального предприятия "Святой Константин", обслуживающего небольшое Ропшинское кладбище, привели силовиков в кабинеты первых лиц петербургского ритуального бизнеса. 10 февраля обыски прошли в офисах Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона и ритуального ООО "Похоронный дом", одного из членов Ассоциации.
Для понимания масштаба события: "Похоронный дом" (основной владелец Михаил Скворцов) обслуживает 13 петербургских кладбищ и мемориалов в южной части города — в основном, в Ломоносове, Кронштадте, Петергофе. И ничего неизвестно о том, что он имеет хоть какое-то отношение к кладбищу в Ломоносовском районе.
Обыски коснулись и кабинетов первых лиц петербургской похоронки — президента Ассоциации Валерия Ларькина и совладельца ритуального ООО "Сиэм" Сергея Новикова.
Вошедший в рейтинг миллиардеров "Делового Петербурга" за 2016 год Валерий Ларькин, пожалуй, единственная публичная фигура петербургского похоронного бизнеса. Он возглавляет сразу две общественные организации: Ассоциацию предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона и Федерацию хоккея Санкт-Петербурга. Первая объединяет 24 частные ритуальные компании, в списке членов президиума второй под номером 7 указан Роман Ротенберг. В такой ситуации совершенно неважно, какие доли в каких компаниях принадлежат лично Ларькину. Его статус понятен.
Приземляясь до кладбищ, видим, что в Ассоциацию входят все 11 компаний, которые обслуживают сегодня 88 петербургских кладбищ и мемориалов. Про этот рынок 47news писал — годовой оборот там превышает 2 млрд рублей. И заметим: ни в одной из 11 кладбищенских фирм нет долей, которые принадлежали бы лично Валерию Ларькину.
Если смотреть СПАРК, то он совладелец 18 частных фирм, а основной партнер Валерий Назаров, с которым в далеких 80-х они вместе начинали на Большеохтинском кладбище. Назаров — тот, кого вообще не слышно, но без кого не решается ни один серьезный вопрос в городском похоронном бизнесе. Формально, у них четыре общих фирмы, но на самом деле намного больше общего.
Сергей Новиков, с точки зрения СПАРКа, не особенно активен. Из очевидно крупного он владелец четверти долей ООО "Сиэм", которое обслуживает семь кладбищ, среди которых огромное Северное, которому когда-то он был директором. Но роль Сергея Новикова масштабнее — она стала такой после смерти миллиардера Игоря Минакова в конце 2018 года, кого традиционно считали самой тяжелой фигурой в городской похоронке. Выражаясь примитивно, на освободившемся троне потребовался если не "король", то, как минимум, представительская фигура, способная говорить от многих и принимать хотя бы тактические решения. И желательно, с учетом мнения близких.
В начале 2019 года такой фигурой, говорят, назвали Сергея Новикова. Многим это показалась неожиданным — хотя бы потому, что Новикова последние годы в Финляндии видели чаще, нежели в Петербурге.
От Ропши до Ломоносова и Петергофа полтора часа за рулем. От 85 120 рублей присвоенных, по мнению следствия, сельским кладбищенским работником до 10 февраля 2021 года примерно полгода — первый эпизод датируется маем 2020-го, второй — ноябрем. Дело возбуждено Главным следственным управлением СК РФ по Санкт-Петербургу, а не где-то в Ропше. Вывод: за эти полгода протянута юридическая цепочка между могильщиком и людьми из окружения Ларькина-Новикова.
А это уже не просто уголовное дело, а столкновение систем. Во главе одной из которых сам Ларькин, а напротив — кто-то другой. Взявшего на себя ответственность за происшедшее пока нет, но никуда не делись события последних месяцев — они отлично ложатся в логику силовых действий 10 февраля.
В прошлом ноябре наделало шуму назначение на должность специального представителя губернатора Петербурга бывшего в 90-е годы замдиректора ГУП "Ритуальные услуги" (управляет крематорием) Сергея Смирнова, про кого давно забыли участники ритуального бизнеса. Трудно сказать, что принесло в Смольный человека, кого на протяжении последнего десятилетия связывали с бывшим управляющим делами президента Павлом Бородиным, но на городской ритуальный бизнес это произвело эффект.
Что характерно, неожиданным назначением были очевидно недовольны те, кто находятся рядом с Валерием Ларькиным, и высказывались вполне позитивно те, кто рядом с брендовой фигурой городской похоронки еще с далеких 90-х Павлом Беляевым. Сам Беляев в интервью 47news отозвался про появление нового спецпредставителя вполне положительно и даже выразил надежду, что тот наведет порядок в городском ритуальном бизнесе.
10 февраля Павел Беляев категорически отверг предположение корреспондента 47news о своей причастности к происходящему: "Я никакого отношения к уголовному делу, в рамках которого сегодня проведены обыски, не имею, и вообще это не мои методы…", — заявил он.
В середине декабря сотрудники петербургской экономической полиции провели выемки документов в моргах Городского патологоанатомического бюро. Начальник Бюро Марина Майская согласилась с предположением корреспондента 47news, что атака силовиков может быть связана с результатами весенней проверки ГПАБ Контрольно-счетной палатой. Аудиторы расписали нарушения на 120 страницах, только исчисляемое в деньгах оценили более, чем в 150 млн рублей. Плюс нарушения финансовой дисциплины.
Участники рынка связывают ритуальные компании, чья деятельность близка к моргам Бюро, с системой координат всё той же Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного округа. В пресс-службе питерского ГУ МВД 10 февраля сообщили: материал в стадии проверки.
Уместно вспомнить еще одного публичного оппонента Валерия Ларькина — владельца ООО "Похоронная служба" Бориса Гладилина, чей петербургский ритуальный бизнес развивается в партнерстве с одним из тяжеловесов московской похоронки Олегом Шеляговым. "Похоронная служба" конфликтует с входящими в Ассоциацию компаниями практически по всем поводам, какие только возможны в ритуальном бизнесе. 8 февраля, например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству иск компании к входящему в Ассоциацию ООО "Ритуал" из-за конкурса на обслуживание кладбищ Колпинского района Петербурга.
Борис Гладилин заверил автора статьи, что к уголовному делу, в рамках которого 10 февраля прошли обыски у Ларькина и его коллег, он не имеет никакого отношения. Кажется, бизнесмен узнал об обысках от корреспондента 47news: "Спасибо за информацию", — сказал он.
Узнать, что думает о происходящем Валерий Ларькин, не удалось — сегодня он не брал трубку. Но вместе со смешными 85 тысячами рублей работника Ропшинского кладбища, которые неожиданно и пока непонятно как привели силовиков в офисы Ассоциации и "Похоронного дома", мы видим последовательность действий по принципу "бей в одну точку".
Ответственность за первый удар взял на себя Смольный — спецпредставитель появился у губернатора. Автор второго удара — силовой блок, заглянувший в морги Городского патологоанатомического бюро. Обысками 10 февраля руководил петербургский следственный комитет. Когда происходит такое, принято говорить: за них взялось государство, имея в виду очень высокопоставленную персону.
Лев Годованник
для 47news