На рынке с почти миллиардным оборотом первая потеря — суд выбил землю из-под ритуальной компании при морге Лужской межрайонной больницы. 47news рассказывает, как это устроено.

Прокуратура Ленинградской области 28 января вторглась на рынок, который до того почти не упоминался публично. По информации 47news, в этот день Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области истребовал у ООО "Ритуал-Спектр" 70 квадратных метров земли, прилегающих к зданию морга Лужской межрайонной больницы. Характер использования ритуальной компанией этих "квадратов" судья назвала незаконным владением. На участке расположен павильон, в котором родственникам умерших предлагаются ритуальные услуги.

Земля принадлежит областному правительству, морг, официально именуемый Лужским патологоанатомическим отделением, пребывает в оперативном управлении у областного ГКУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (подведомственно региональному Комитету по здравоохранению). Из судебного решения видна дипломатичная позиция БСМЭ - "Ритуал-Спектр": "С нами использование участка не согласовывали". 47news решил прояснить этот момент у руководителя заведения Альберта Андреева и заодно выяснить, кто же теперь будет оказывать услуги в морге Лужской больницы.

- У меня в компетенции судебно-медицинская практика и патологоанатомическая. Земельные участки — это территория больницы, я не ведаю, вопрос не ко мне, — не услышал глава БСМЭ.

- Но там же ваш морг, это при нем все происходило. И Лужское патологоанатомическое отделение входит в ваше ведомство, — подчеркнул журналист.

- Да. Но я отслеживаю только патологоанатомическую деятельность. Нас даже в судебном разбирательстве не было. О чем я могу вам поведать?

- Ваше БСМЭ там третье лицо — передо мной судебное решение, — чуть поправил корреспондент.

- Мы там не были, - продолжил упорствовать Андреев. Не наша земля, не наши постройки. Не могу пояснить здесь ничего.

- Как вы думаете, присутствие ритуальной компании рядом с моргом — вообще хорошо или плохо? — напоследок поинтересовался автор.

- Я занимаюсь судебно-медицинскими, а не похоронными делами. Мое дело вскрыть, поставить диагноз, помочь лечебному учреждению, правоохранительным органам, — напомнил чиновник и корректно уточнил, что мировая практика очень широкая.

Когда решение суда об изгнании "Ритуал-Спектра" вступит в законную силу, павильончик с ритуальными услугами должен исчезнуть. Тут-то начнется самое интересное.

Похоронный бизнес устроен таким образом, что зарабатывает на нем тот, кто первым добирается до родственников покойных. Конкурентнее морга ничего нет. Схема проста: как только патологоанатом заканчивает свою работу, санитары морга должны сделать бесплатный минимум: помыть тело, одеть, уложить в гроб и выдать родственникам. Но все знают, что этого мало. Кто-то просит бальзамацию, кто-то макияж, всем нужен гроб, аксессуары, катафалк или крематорий, а перед этим желательно знать, куда ехать — с кладбищем тоже надо предварительно договориться.

Погруженные в горе родственники не любят искать все такое сами. Исключение составляют конкретные кладбища, где подхоранивают к другим покойным родственникам или же исполняют волю покойных.

Во всех остальных случаях нет ничего проще, чем, выйдя из морга, зайти в соседнюю дверь и получить все вышеперечисленное у сидящего там агента. Для ритуальной компании, соответственно, нет ничего приятнее, чем посадить своего агента за соседней с моргом дверью.

До сих пор никому не удавалось сломать эту конфигурацию, хотя многие пытались. И большой вопрос: хорошо или плохо, что оно именно так. Например, начальник петербургского Городского патологоанатомического бюро Марина Майская видит в близком соседстве моргов и ритуальных компаний не только минусы:

"Если есть помещения, которые могут использоваться для ритуальных услуг, то это и какой-то доход государству от аренды, и родственникам умерших удобнее оказывать услуги где-то поблизости, чем ехать куда-то в другое место", — полагает она.

 

Нет сомнений: если у морга лужской больницы прямо сейчас не окажется ни одной ритуальной компании, родственникам покойных это вряд ли понравится.

Представим один из возможных законных вариантов — рядом с каким-нибудь моргом на законных основаниях работают агенты, допустим, пяти ритуальных компаний. То есть антимонопольное законодательство соблюдено. Для родственников умерших это плюс — цены снизятся. Для бизнесменов — минус. Во-первых, по той же самой причине, во-вторых, потому что каждому из них достанется статистическая пятая часть клиентов. Впрочем, о такой идеальной картинке в реальности слышать не приходилось. В крайнем случае около морга представлены несколько похоронных компаний, так или иначе друг с другом связанных. Оттого и цены не падают. Впрочем, родственникам умерших все-равно неплохо — когда пять агентов вместо одного, хотя бы меньше очереди. Но не бывает такого, чтобы в один морг "свои" пустили "чужаков".

Представим второй законный вариант. Прокуратура отодвинула с моргов частников и повесила на стенке стенд с контактами всех работающих в регионе ритуальных компаний. Как вариант — все то же самое на сайте в интернете. Это неудобно. Людям привычнее решить все вопросы на месте. Но стереотипы меняются. В целом, в пользу интернета. В приятном завтра аналогичную компанию мы будем выбирать на сайте, но в провинциальном сегодня она выбирает нас у дверей морга. Вот за эту реальность бизнес цепко и держится. Пока так на ощутимую конкуренцию и, как результат, на снижение цен можно не рассчитывать.

Автору довелось как-то прогуляться по моргу с местным санитаром.

- Это взлётка, —сказал он, показывая на вереницу трупов в коридоре заведения.

- Почему взлётка то, — спросил я.

- Ну смотри, они взлетают, типа, на небеса, и мы взлетаем — в финансовом плане. Все вверх…

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), в Ленобласти ежегодно умирает около 24 тысяч человек. Последние опубликованные данные за 2019 год — 23 400. (Данные за 2020 год, как сообщили 47news в "Петростате", будут готовы к концу февраля). В БСМЭ отказались предоставить статистику морга лужской больницы, но приблизительный подсчет не сложен.

В Лужском районе проживает около 71 тысячи жителей, в регионе — около 1,9 миллиона. То есть, вокруг Луги — 4% населения области. Это соответствует примерно 1000 умерших в год.

Средний ценник на подготовку тела к захоронению или кремации (туалет трупа, аксессуары, гроб, доставка до кладбища или крематория) составляет 30-35 тысяч рублей. Уместно предположить, что 28 января прокуратура порушила бизнес с годовым оборотом в 30-35 млн рублей и вторглась на рынок, чей оборот может достигать 800 млн в год.

Остается добавить, что ООО "Ритуал-Спектр" принадлежит бизнесмену Дмитрию Акимову, он же единственный владелец компании. По указанному в системе "СПАРК-Интерфакс" мобильному телефону трубку взяла дама, которая, узнав, что звонит журналист отказала решительно: "Всего вам доброго".

"Ритуал-Спектр" вместе со "Всеволожской ритуальной компанией" (основной владелец профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Сергей Михайлов) в 2018 году учредили Ассоциацию ритуальных организаций "ПроЖИЗНЬ".

Лев Годованник
для 47news