Ленобласть забыла создать Уставный суд, а от него уже надо избавляться. Как - отдельная головная боль. 47news узнал, кто пригодился в этой суматохе.
Власти Ленинградской области попали в щекотливую ситуацию с точки зрения права. В ближайшей перспективе им надо понять, как ликвидировать Уставный суд. Почесать затылок придётся, ведь регион по необъяснимым причинам так и не создал этот орган.
В конце 2020 года в Москве приняли закон, в соответствии с которым само упоминание уставных судов должно исчезнуть из действующего законодательства субъектов России. Через два года, к 1 января 2023, эти суды и вовсе должны быть упразднены.
Разбираться сегодня, отчего Ленобласть до сих пор так и не озаботилась проблемой создания Уставного суда, уже, наверное, бессмысленно. Тем более, это легко объяснить той символической ролью, какой наделен этот орган власти.
К примеру, Уставный суд Санкт-Петербурга, первым судьёй которого был нынешний ректор СПбГУ Николай Кропачев, в 2005 году признал нелегитимной деятельность администрации Санкт-Петербурга. После этого региональные власти лишили суд широких полномочий, и с тех пор туда не могут обращаться горожане с жалобами на постановления правительства Северной столицы. Хотя суть существования суда как раз сводится к тому, чтобы решать, насколько городские законы соответствуют основному закону.
Обратная зависимость свела на нет существование этой ветви правосудия, так как власти субъектов обладают правом ликвидировать Уставный суд, если им не понравится результат принятия им решения. К тому же эти виды (или подвиды, как вам угодно) судов часто стали называть изжившими. В Госдуме объясняли, что их существование было актуально в 90-ых, когда региональные законы начали приводить в соответствие с федеральными.
Впрочем, теперь перед юристами Ленобласти стоит другая задача - свести на нет то, чего и так нет. Причём, если бы в 2007 году региональные чиновники поступили несколько хитрее и вовсе не стали бы прописывать потенциальную возможность Уставного суда, сегодня такой бы проблемы не было. Так поступили в 40 субъектах РФ.
В среду, 27 января, по этому поводу в том числе даже соберутся депутаты ЗакСа и внесут изменения в закон "О правовых актах Ленинградской области". Решением вопроса занялся директор Государственного экспертного института регионального законодательства Фёдор Замятин.
Перечитав документы, он решил, что в Уставе Ленобласти не записано, какой именно вид официального толкования должен осуществлять Уставный суд Ленобласти. Исходя из этого, соответствующими полномочиями можно наделить и Законодательное Собрание. Кроме того, он заметил, что депутаты уже давно занимаются тем, что "устраняют неясности, противоречивости и прочие дефекты основного закона". Кстати, они действительно это периодически делают.
Зачем, пишет Фёдор Замятин в пояснительной записке, "принимать какой-либо своеобразный акт о толковании устава, когда существующий дефект может быть преодолён обычной нормативной корректировкой?" Отвечая сам себе в вольной форме в том же нормативном документе, он приходит к выводу, что "в случае обнаружения неясностей и различий в понимании положений, а также противоречий в практике применения, предлагаю вместо осуществления официального толкования устранять выявленные дефекты внесением изменений в устав путём принятия существующего областного закона".
С учётом того, что сегодня в России термин "парламент" несет в себе элемент пустяковости, получается весьма символично.
Юлия Гильмшина,
47news