47news препарировал метод, пробуйте.

Путин провёл 19 января встречу с Миллером. Обсуждали и проект "Балтийский СПГ" в Усть-Луге. До 2024 года там должен появиться крупнейший завод по производству сжиженного газа — инвестиции около 1 трлн. Мало кто знает, что гарант лично ставил визу на письме Миллера о выделении земли.

Оператор стройки — компания РусХимАльянс под руководством Кирилла Селезнёва, десантированного из Газпрома. Бенефициары — Газпром Инвест РГК и Русгаздобыча. Корни первой в монополии, второй владеет компания НГГ, а руководит Артем Оболенский, экс-председатель совета директоров банка "Северный морской путь" братьев Ротенбергов. За НГГ Газпромбанк.

По данным СПАРК-Интерфакс, в конце декабря прошла незаметная сделка. Русгаздобыча и НГГ приобрели ООО "Усть-Лужская сетевая компания" (УЛСК). У первой 99%, у второй — 1%. Вклад пропорциональный 99 и 1 тысяча рублей.

УЛСК зарегистрирована в 2015 году с профилем "передача электроэнергии" и называлась ЛОЭСК-Инжиниринг. 20% владела компания "Росток" сына экс-губернатора Ленобласти Вадима Сердюкова и Вадима Малыка, ставшего потом депутатом ЗакСа. Остальными 80% обладало ООО "Финтрейд" с видом деятельности "в области права". Малык был гендиректором до конца 2018 года. Затем её возглавлял неизвестный на рынке Андрей Шапоров.

Как говорят, чуть ранее в истории появился Дмитрий Андреев, кого называли советником Андрея Мурова — сына экс-главы ФСО Евгения Мурова. В то время Муров-сын был председателем правления в ФСК ЕЭС. К слову, есть мнение, что Андреева хорошо знают российские поставщики и производители оборудования для ФСК. Сегодня компания называется Россети ФСК ЕЭС, а Муров стал первым замдиректора Россетей.

Так или иначе, менее чем через месяц после регистрации юная фирма без гроша получила у ФСК техусловия на присоединение объектов в Усть-Луге на максимальную мощность 700 МВт. Её источник — ЛАЭС Росатома в Сосновом Бору. Сказать, что получено много — ничего не сказать.

photo_2021-01-21_13-08-36.jpg

Подчеркнем: Тихвинский ферросплавный завод потребляет 80 МВт, Тихвинский вагоностроительный 105 МВт, а тяжеловес КИНЕФ 180 МВт. Наше же УЛСК имела в штате 1 человека, столько и сейчас, нулевые показатели и такой же опыт работы. Наконец, для получения серьёзных техусловий реальным структурам приходится попотеть. Справедливости ради: формально, ФСК не имеет права отказывать юрлицам. Но это в теории.

Есть мнение, что УЛСК получило все резервы мощностей в Усть-Лужской локации. Если так, то с приходом нового инвестора для получения техусловий ему понадобится немало времени. Либо инвестору покажут в сторону УЛСК. Впрочем, проектирование одной подстанции может занимать и год. За это время необходимые бумаги можно оформить. Но заметьте, не как в случае УЛСК — считай, мгновенно.

Технические условия на присоединение определяют требования к проектированию, работам и учету. Они же разделяют между заявителем и ФСК что, кому строить. Выдаются на срок от года до четырёх.

Примерно через год после регистрации долю компании "Росток" выкупила Финтрейд. С тех пор обладатель прав на сверхмощности был в анабиозе, но папочка с техусловиями оставалась. Когда же сроки истекали, в недрах ФСК делалось продление. Последнее — с марта 2019 года до февраля 2023-го. Этот волшебный актив и купила Русгаздобыча.

Не секрет, что профит компании, получившей техусловия — в стройке или передаче на субподряд. Так, подстанция на 110 кВ с четырьмя автотрансформаторами обойдётся минимум 1 млрд рублей. Подстанция 330 кВ будет стоить по самым скромным оценкам не менее 2 млрд. Километр воздушной линии — около 60 млн рублей. В техусловиях УЛСК значатся две подстанции по 330 кВ. Таким образом, в перспективе стройка на 4-5 млрд рублей без учёта сетей. Кстати, в техусловиях УЛСК все строительные работы остаются за компанией.

Возможная финансовая модель: УЛСК передаст подстанции в управление ФСК и получает плату за владение объектами, а ФСК — за передачу энергии. Нюанс состоит в том, что УЛСК — не сетевая организация и не подпадает под тарифное регулирование Ленобласти. А электроэнергия у федеральной ФСК значительно дешевле чем, допустим, у регионального Ленэнерго, и понятно, крупная промышленность предпочитает ФСК. Например, пытался перейти КИНЕФ, что ежегодно платит 2,7 млрд рублей Ленэнерго, а мог бы в 10 раз меньше. В случае с Балтийским СПГ отличие примерно в шесть раз. В комитете по ТЭК оценивают разницу не так критично, а на уровне 10-15%, отмечая, что тариф в таких случаях индивидуальный.

Всё просто: в тариф региона включено перекрестное субсидирование — перекладывание нагрузки с граждан на промпредприятия. В затратах ФСК ЕЭС (тарифы утверждает ФАС) аналогичной строки нет. В случае с новым Балтийским СПГ, Ленобласти выгодно, чтобы он запитался от региональных сетей — общий энергокотел вырастет, появится возможность снизить тариф для юрлиц. Но платить больше невыгодно для Газпрома. С его масштабами — это экономия на миллиарды.

УЛСК имеет право обеспечивать и энергоснабжение сторонних потребителей. Таких в растущем порту Усть-Луги уже немало. Механизм: бизнес платит ФСК как субабонент, а УЛСК получает компенсацию за потери в сетях. Ленобласти, правда, больно, но повлиять на это не может.

В разговорах многие с улыбкой замечают, что Вадим Малык очень дальновидный, ведь решение о месте базирования Балтийского СПГ Газпром принял в январе 2015 года. УЛСК зарегистрировано в апреле, а мощности получила стремительно — в мае.

47news связался с бизнесменом.

- Добрый день, фантастика! Вы так быстро получили такие техусловия. Как это возможно?

- Н-у-у, уметь нужно.

- А можно подробнее? Очень надо.

- Нет, не можно. Я профессионал, 25 лет в энергетике. Поработайте столько же и у вас получится, — ответил Вадим Малык.

- В этой истории принимал участие господин Андреев, советник Мурова?

Мимолётная пауза. Ах, какая это была важная пауза.

- Понятия не имею.

- С вами он вёл переговоры?

- Нет, — односложно ответил собеседник.

- Были планы заработать на строительстве подстанций?

- То, что было в выданных техусловиях, на то и были планы построить.

- Что помешало?

- Вы же видите, сколько времени прошло. Содержать компанию накладно, ожидать, что это будет осуществлено, не приходилось.

А в день подготовки материала в компании произошли изменения. Директором стал Владислав Серёжкин из Новосибирска. Он совладелец бани и автомастерской в Екатеринбурге, а также столичной химчистки.

Виктор Смирнов, Лев Годованник
47news

В ФСК ЕЭС Северо-Запад пообещали ответить. В Росгаздобыче сказали лаконично: цель приобретения УЛСК — организация электроснабжения комплекса по переработке газа.