"Рособоронэкспорт" не довез ракетный комплекс до Китая. На пострадавшем судне решили доказать, кто погрузил крылатое оружие неправильно. К грузчику вышли с громадным иском.
Как стало известно 47news, 29 декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял иск ООО "Нева-Транспорт-Трейдинг" (НТТ) к АО "Морской торговый порт Усть-Луга". Сумма претензий составляет 5,6 млрд рублей, что сопоставимо, например, с годовыми налоговыми отчислениями в бюджет Ленинградской области нефтеперерабатывающего завода "Кинеф" в Киришах.
В каком-то смысле это иск умирающего к умершему — НТТ банкротится, а про хозяйственную деятельность "МТП Усть-Луга" давно уже никто не слышал. Тем более удивительно узнать, что сегодняшний пятимиллиардный иск стал отголоском военного сотрудничества между Россией и Китаем.
В марте 2020 года "Независимая страховая группа" (НСГ) взыскала с петербургского ООО "Нева-Транспорт-Трейдинг" 5,4 млрд рублей. Так постановил Девятый арбитражный апелляционный суд после двухлетнего процесса. В списке истцов присутствуют АО "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей", "Рособоронэкспорт", ООО "Балтик Транс-Порт" и АО "Морской торговый порт Усть-Луга". Процесс проходил в секретном режиме, потому прочие подробности портал "Электронное правосудие" умалчивает.
Все участники событий оказались вместе не только в арбитраже, но и в публичном шуме, случившемся в феврале 2019 года после заявления главы госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова об уничтожении ракетного комплекса С-400, оказавшегося поврежденным во время шторма в районе пролива Ла-Манш по дороге в Китай.
Контракт на поставку ракетных комплексов С-400 "Триумф" (могут поражать аэродинамические цели на высотах до 27 км, баллистические цели — до 25 км) в Китай датируется 2014 годом, официальное сообщение о начале его исполнения — январем 2018-го. По данным РБК, первая партия отправилась в декабре 2017 года из порта Усть-Луга на трех судах, оператором двух из которых называлось петербургское ООО "Балтик Транс-Порт". Сумма контракта превышала $3 млрд, страховщиком выступила НСГ, чьим давним клиентом называют "Алмаз-Антей".
Интервью никто не давал, но кажется, "Рособоронэкспорт" винил в происшедшем "Балтик Транс-Порт" и "Неву-Транспорт-Трейдинг". В конце 2018 и начале 2019 годов он попытался взыскать с первой около 11 млрд рублей, а со второй около 7 млрд. Но Арбитражный суд Москвы рассматривать иски по существу не стал, и все претензии перекочевали в тяжбу между "Независимой страховой группой" и НТТ.
СМИ писали, что "Балтик Транс-Порт" был оператором как минимум двух судов из трех, перевозивших ракетные комплексы, и предполагали, что компания фрахтовала их в интересах Рособоронэкспорта. НТТ выступал экспедитором для этих судов — доставил комплектующие в Усть-Лугу и оформил документы на погрузку.
И именно по НТТ прошлось правосудие. Все остальные участники событий оказались в списке истцов или третьих лиц, а "Нева-Транспорт-Трейдинг" осталась перед необходимостью заплатить 5,4 млрд рублей страховой компании. Такое развитие событий делает уместным еще одно предположение - наверное, в шторм попало как раз то судно, которым оперировала НТТ, и нашлись доказательства ошибок при транспортировке ракетных комплексов, приведшие к их фатальному повреждению во время шторма.
Спустя 3 недели после постановления Девятого арбитражного апелляционного суда о взыскании 5,4 млрд компания запустила процедуру банкротства.
По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "Нева-Транспорт-Трейдинг" зарегистрировано в Петербурге в 1998 году. Единственный владелец и генеральный директор компании Сергей Морозов. По данным "Фонтанки", его отец Виктор Морозов работал вместе с отцом бывшего губернатора Петербурга Сергеем Полтавченко в Северо-Западном речном пароходстве на партийных должностях.
5,6 млрд рублей претензий НТТ к АО "МТП Усть-Луга" могут означать лишь одно: конкурсный управляющий Евгений Назаров нашел причины, из-за которых, по его мнению, вина за повреждение ракетного комплекса во время шторма лежит не на экспедиторе, а на стивидорной компании. Похоже, конкурсный управляющий готов доказать суду, что не судно неправильно перевозило комплектующие С-400, а "МТП Усть-Луга" неверно погрузил их. Предложение 47news о комментарии Евгений Назаров проигнорировал.
В декабре 2017 года, когда суда с ракетными комплексами С-400 грузились на терминале "Юг-2" в порту Усть-Луга, АО "МТП Усть-Луга" было оператором этого терминала. А сам терминал одновременно попал тогда в сферу интересов "Новых коммунальных технологий" Ильи Трабера и "Новотранса" Константина Гончарова. Сегодня "МТП Усть-Луга" входит в бизнес-конструкцию "Новотранса", а в декабре 2017-го компанией управляли топ-менеджеры Трабера. Поэтому вектор дальнейшего развития судебного процесса, скажем так, не очевиден.
В "Новотрансе" комментировать новый судебный процесс не стали. Генеральный директор НТТ Сергей Морозов передал автору статьи, что давать публичный комментарий не может из-за обязательств, связанных с гостайной контракта. Ситуацию в целом согласился прокомментировать президент Национальной ассоциации морских агентов Александр Виноградов:
"Претензии к стивидору в данном случае представляются логичными — именно стивидор отвечает за погрузку на судно и крепление груза в нем. Предыдущее решение суда о виновности в последствиях шторма экспедитора "Нева-Транспорт-Трейдинг" мне кажется невероятным — экспедитор привозит груз в порт и оформляет документы для погрузки. Он не то, что в море — на борту судна иногда не появляется", — говорит он.
Лев Годованник
для 47news