Шесть инвестпроектов в сфере транспорта и морского туризма, которые курировал в Петербурге Олег Марков, засчитаны нецелесообразными. В плюсе только седьмой.

47news почитал пояснительную записку, которую в недрах аппарата "транспортного" вице-губернатора Петербурга Максима Соколова готовят для Александра Беглова. Там расписаны 7 инвестиционных проектов в сфере транспорта и морского туризма, которые курировал его предшественник Олег Марков до декабря 2019 года. Рейтинг доверия к его статусному в прошлом оказался несущественным.

Если кратко: из всего, что нравилось Маркову, губернатору предлагают воспринимать всерьез только реконструкцию Морского вокзала. Если о сути: шесть из семи инвестиционных проектов, видятся бесполезными или экономически нецелесообразными. 

Организация в Большом порту Санкт-Петербург особой экономической зоны. Всё очень серьезно - изучены опыты портов Антверпен, Сингапур, Гамбург, Владивосток с выездом на места. В пояснительной записке юридически корректными фразами резюмировано: непонятно, нужно ли, если нужно, то непонятно, для чего.
      
Создание региональной морской пассажирской судоходной компании. Тут кое-что сделано. АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад" договорилось с "Совкомфлотом" о сотрудничестве, зарегистрировано ООО "Балтийские пассажирские линии", предложено построить морское круизное пассажирское судно на 2500 пассажиров с ледовым классом Агс5, чтобы возить туристов по Балтийскому морю можно было и зимой, насчет чего готовы дорожная карта и бизнес-план. "Минус" - непонятны источники финансирования.
      
Проект развития территории аэропорта "Пулково". Тут и транспортно-логистическая, и туристическая инфраструктуры, и всякие объекты инвестиционной деятельности, включая использование терминалов "Пулково-2" и развитие расположенной рядом с ними территории. В качестве ожидаемого результата описывалось увеличение пассажиропотока и грузовых авиаперевозок. "Минус" - не очень понятно, как всё это отразится на деятельности аэропорта, из-за чего без ответа остается вопрос, действительно ли оно нужно.
      
Новый речной пассажирский порт. Сначала была разработана концепция развития туризма и создания развлекательно-деловой инфраструктуры комитета по развитию туризма, который её не принял. Вторую концепцию разработали по заказу комитета по инвестициям, но её завернул Роспотребнадзор. Потом выяснилось, что городские круизные компании в ближайшие 15 лет не планируют увеличение судозаходов. А потом вспомнилось, что речной порт в Петербурге есть, и было бы неплохо хотя бы доказать это в судебном процессе с ООО "Анхель", которое пытается доказать, что порта или нет, или он должен принадлежать ему, а не Петербургу.

Центр международного круизного туризма. Тут и многофункциональный развлекательно-деловой комплекс с паркингом, и конгрессно-выставочный центр, и концертный зал, и интерактивный морской музей, и детский образовательно-культурный центр, и шоу-румы с магазинами, и бизнес-центр, и даже гостиница. Всё это предполагалось устроить в здании Морского вокзала и на прилегающей территории. Грандиозность замысла растворилась в судебной тяжбе города с АО "Морской вокзал", здание которого в конце концов было передано АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад". Вопрос, без которого невозможен ни один проект, - где же инвестор? - остался без ответа.
      
Создание промышленного судостроительного кластера. Создание кластеров - традиционно любимое развлечение региональных властей. Но в Петербурге уже имеются Ассоциация морских торговых портов и Ассоциация владельцев пассажирских судов. Первая объединяет 68 предприятий морского транспорта, вторая 19 судоходных компаний - кажется, новый кластер не очень нужен.
      
Выводы относительно каждого из перечисленных проектов составлены из фраз "не представляется целесообразным", "реализация указанного проекта преждевременна", "нет однозначного понимания необходимости". Такими словами описаны годы работы более сотни чиновников. Заметим при этом: Олег Марков не покинул Смольный вовсе, губернатор назначил его своим специальным представителем по вопросам внешних связей и реализации отдельных инвестиционных проектов.

Свежий взгляд из транспортного блока  - реконструкция здания Морского вокзала. Его имущественный комплекс - расположенное на площади Морской славы здание и прилегающая территория - переданы АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад" (100% акций у города), которому принадлежит одноименный комплекс на намывной территории Васильевского острова.

По данным комитета по транспорту Петербурга, в 2019 году пассажиропоток на Морском вокзале составил 206 080 человек, что на 15% ниже показателей 2018 года. Падение пассажиропотока связывают с пандемией. Число судозаходов в 2019 году составило 87. Международное паромное грузопассажирское сообщение из Петербурга осуществляет компания MOBY SPL.

В комитете по транспорту корреспонденту 47news сказали, что ничего такого не слышали, в комитете по инвестициям к моменту выхода публикации предоставить комментарий оказались не готовы. В АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад" высказались в высшей степени дипломатично:

"На сегодняшний день имущественный комплекс "Морской вокзал" на площади Морской славы, д.1, находится в управлении АО "ПП СПб МФ" по срочному договору Доверительного управления. Идет процесс решения имущественно-правовых вопросов с собственником данной инфраструктуры - городом Санкт-Петербургом. Поэтому говорить о какой-либо реконструкции здания Морского вокзала до завершения имущественно-правовых вопросов считаем преждевременным…", - сообщили в пресс-службе компании.

Похоже, никто не хочет обсуждать вопрос публично.

Лев Годованник для 47news