Global Ports выбился в лидеры петербургского порта. Когда ценами в Балтийском море можно управлять из Черного и Японского, политический вес не учитывается. Пахнет тенденцией. 

За первые 3 квартала текущего года ведущий российский оператор морской перевалки контейнеров Global Ports (30,75% у группы "Дело" Сергея Шишкарева) увеличил их оборот больше, чем на 7%. Это случилось на фоне тотального спада контейнерного оборота во всех портах России на 2,4% - всё в сравнении с тремя кварталами 2019 года. Такую информацию холдинг опубликовал 16 октября

В российских портах Балтики картина жёстче: они закончили первые три квартала со спадом контейнерного оборота на 9,6%, в том числе, петербургский почти на 7% - другие порты Ленобласти не в счет, там нет или почти нет морской перевалки контейнеров. Зато "Петролеспорт" (принадлежит Global Ports) увеличил оборот на целых 20%.

За те же 9 месяцев 2020 года самый раскрученный контейнерный терминал Петербурга - "Порт Бронка", принадлежащий ООО "Феникс" семьи бывшего руководителя ФСО Евгения Мурова, - перегрузил на 17% меньше контейнеров, чем за 9 месяцев 2019-го. "Феникс" планирует переваливать в будущем почти по 2 млн TEU в год, возможности же "Петролеспорта" ограничиваются 1 млн. Но в этом году "Феникс" перегрузил всего 0,15 млн TEU, а "Петролеспорт" почти в 2 раза больше. 

Похожая картина у ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" под управлением T.A. Management Владимира Лисина. Этот традиционный лидер контейнерооборота питерского порта снизил показатели трех кварталов почти на 15% - из крупных игроков худший результат лишь у "Феникса".

Весь петербургский порт подошел к 1 октября с итогом примерно 1,6 млн TEU, из которых почти 0,8 млн приходятся на "Петролеспорт" и "Первый контейнерный терминал", входящие в Global Ports. Это половина рынка, причем динамично растущая на фоне динамично падающей второй половины.

Всего контейнерами в этом году в петербургском порту занимаются 8 стивидоров. Топ-3 за 9 месяцев выглядит так:

  • ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (T.A. Management) — 0,5 млн TEU
  • АО "Первый контейнерный терминал" (Global Ports) — 0,48 млн TEU
  • АО "Петролеспорт" (Global Ports) — 0,3 млн TEU

Два терминала Global Ports сделали в петербургском порту столько же, сколько остальные шесть.

Стоит добавить, что контейнерные лидеры петербургского порта КТСП и Global Ports имеют одну особенность, принципиальным образом отличающую их от остальных, - общие интересы с крупнейшими мировыми морскими контейнерными перевозчиками. КТСП через владеющую им SP Container Terminal Limited состоит в стратегическом партнерстве с мировым гигантом контейнерных линий Mediterranean Shipping Company (MSC), а Global Ports частично принадлежит второму гиганту такой весовой категории как Maersk.

Это безусловное конкурентное преимущество, несопоставимое даже с административным ресурсом Евгения Мурова. Создается впечатление, будто в Global Ports стали пользоваться им в полной мере сравнительно недавно, когда сменилось руководство - в июле генеральным директором ООО "Управляющая компания "Глобал портс" стал Альберт Лихолет. Компания управляет обоими петербургскими терминалами холдинга.

"Видимо, новые менеджеры стали проводить более клиентоориентированную политику. У них везде рост - не только в Петербурге, но и на Дальнем Востоке. При этом терминал группы "Дело" в Новороссийске тоже региональный лидер. Не будем забывать, что среди акционеров Global Ports крупнейший в мире морской контейнерный перевозчик Maersk, а у "Дела" есть мощный железнодорожный контейнерный перевозчик "Трансконтейнер". Кажется, они стали эффективнее использовать собственные возможности. Например, Maersk объявил на прошлой неделе об открытии железнодорожного контейнерного сервиса со всех аффилированных морских терминалов в московский регион. Недавно они согласовали скидки на железнодорожные перевозки транзитных контейнеров с Дальнего Востока на петербургские терминалы…", - говорит директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.

Первый вице-президент ГК "Транспортная интеграция" Светлана Воронцова видит несколько причин прорыва Global Ports в контейнерном марафоне:

"Во-первых, ГК "Дело" стала комплексным транспортно-логистическим оператором контейнерных перевозок, которая оказывает весь спектр услуг по мультимодальным перевозкам контейнеров и их обработке на терминалах. Во-вторых, группа грамотно построила маршруты перевозок и создала сеть терминалов, охватив основные направления внутренних и международных маршрутов с выходами к морским портам Балтийского, Черноморского и Дальневосточного бассейнов, где сконцентрированы наибольшие потоки контейнеризированных грузов. В-третьих, "Дело" имеет значительный парк фитинговых платформ, что позволяет оптимизировать тарифы на перевозки. "Работая совместно, компании ПАО "ТрансКонтейнер", ООО "ДелоПортс", ООО "УК "Глобал Портс", ООО "Рускон" осуществляют координацию своей деятельности, привлекая новых клиентов, оказывая им комплексные услуги на более привлекательных условиях по сравнению с конкурентами…", - полагает Светлана Воронцова.

Директор по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежда Малышева видит в происходящем тенденцию, появившуюся здесь и сейчас благодаря коронавирусному спаду экономики:

"В конкурентной борьбе побеждает тот, у кого больше разносторонних возможностей. У Global Ports и группы "Дело" есть собственные терминалы в трех морских бассейнах - Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном. Менеджеры такого холдинга всегда смогут предложить условия, которые покажутся грузоотправителям наиболее выгодными. Кто еще в состоянии, например, изменить цены в порту Восточный, чтобы привлечь партию грузов в порт Санкт-Петербург? Будущее морских перевозок - контейнеры, и на главные роли выйдут те, чьи масштабы сопоставимы с географией континентов. В России это происходит сейчас, потому что пандемия обострила конкуренцию…", - говорит эксперт.

Лев Годованник для 47news

Про Global Ports
Компания Global Ports Investments зарегистрирована на Кипре. Управляет морскими терминалами в Большом порту Санкт-Петербург, в портах Усть-Луга, Новороссийск, Восточный, Хельсинки и Котка. Все эти терминалы частично или полностью принадлежат Global Ports. Также GP принадлежат 75% "Логистического парка "Янино".

Global Ports входит в состав транспортно-логистического холдинга Группа компаний "Дело" (головная компания ООО "УК "Дело", 70% которой принадлежат Сергею Шишкареву, а 30% - Госкорпорации "Росатом"). "Делу" принадлежат 30,75% долей Global Ports.