Cвой первый визит в Ленинградскую область в качестве премьера Владимир Путин начал с осмотра форпостов экономики региона – морских портов в Приморске и Усть-Луге. Но за его экономическими заявлениями невооруженным взглядом были видны политические последствия.
Корабельные сосны качаются на ветру. Волны Финского залива с пузырящейся пеной набегают на песчаный берег. В общем, как писал Пушкин - "приют убогого чухонца…". Такая картина была еще в 2004 году. Сейчас на этом месте самый современный наливной порт на Балтике. «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» - строчки из поэмы Пушкина «Медный всадник» как никогда были актуальны в Приморском порту. Еще немного - и он станет конкурентом всем прибалтийским странам. «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам».
Совещание, где премьер-министр Владимир Путин должен был озвучить основные направления развития транспортировки морским путем, прошло на территории порта в одном из ангаров. Несмотря на то, что мероприятие было запланировано на середину дня, ответственные лица прибыли задолго. Вертолет с Владимиром Владимировичем на борту задерживался. Ответственные лица, ожидавшие его, периодически поглядывали на часы.
Губернатор Валерий Сердюков, сжав в руках кожаную папку, переминаясь с ноги на ногу, стоял у двери, периодически подходя к окошку и, слегка прищурив глаза, вглядывался вдаль. Его волнение понять можно. От реакции Путина на то, что ему представят, зависела не только судьба главы региона, но и привлечения инвестиций в область.
Казалось, что слегка нервничал и полпред президента на Северо-Западе Илья Клебанов. Перебирая пальцы, он перемещался по комнате, периодически подходя то к одному должностному лицу, то к другому.
Министру транспорта Игорю Левитину и президенту РЖД Владимиру Якунину после осмотра мощностей порта явно было что обсудить. Свободным до прилета премьера временем они, видимо, для этого и воспользовались, присев на скамейку. Вице-премьер Сергей Иванов, ожидая прилета своего начальника, сидел и смотрел вдаль.
Его коллега Игорь Сечин активно делился своими впечатлениями от порта, масштабы которого его впечатлили. Затронул он и вопрос взаимоотношений со странами Балтии - заявил, что считает необоснованными претензии Литвы на возобновление поставок российской нефти на литовский Мажейкяйский НПЗ. "Какие к нам могут быть требования и претензии?! - сказал он журналистам в Приморске. - Почему мы должны отдавать наши ресурсы?". По его словам, если Литва хочет закупать российское сырье, то она может воспользоваться российскими терминалами как, к примеру, открывающимся в Приморске терминалом "Северный". Чуть позже эта тема станет ключевой в речи Владимира Путина.
Неожиданный шум лопастей вертолета заставил всех встрепенуться. Чиновники сразу же встали. Однако Владимир Владимирович в первую очередь предпочел выполнить почетную миссию – запустить терминал. Так что собравшимся пришлось дальше томиться в ожидании. Тем временем Путин нажал на кнопку пульта, и топливо пошло по трубам в резервуары пришвартованного у причала танкера «Транссибирский мост» (он был построен на «Адмиралтейских верфях» и спущен на воду в апреле 2008 года).
Запустив технологический процесс, Путин прошел в ангар, оборудованный под конференц-зал. Многих собравшихся удивил его, мягко говоря, не деловой стиль одежды: брюки, светлая ветровка, зеленоватые замшевые ботинки. Но это не помешало начать встречу по-деловому.
Владимир Путин сразу же озвучил свою главную стратегию в нефтяном секторе – перенаправить перевалку российских нефтепродуктов от портов стран Балтии в российские порты: «Очень рассчитываю на то, что в ближайшее время это и будет сделано». Он отметил, что если работы по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей НПЗ в Киришах, на Волге и Татарстане будут закончены в срок, это позволит расширить перевалочные мощности терминала в Приморске: «Это означает, что экспортные грузы, которые сегодня мы переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты». Это даст возможность расширить перевалочные мощности на терминале в Приморске до 24 миллионов тонн.
Заявление Путина стало очередным проявлением жесткой политики по отношению к странам Балтии. Если план Путина воплотится в жизнь, наши бывшие союзные республики существенно сократят бюджетные поступления. Напомним, 29 июля 2006 года на 57-м километре нефтепровода "Дружба" произошла авария с выходом 20 тонн нефти. После аварии поставки нефти в Литву из России по трубопроводам прекратились и до сих пор не восстановлены, - нефть в Литву доставляется танкерами, что повышает ее стоимость. Литва в ответ блокирует переговоры о подписании нового договора о сотрудничестве России и ЕС, увязывая решение вопроса с возобновлением поставок на единственный в странах Балтии Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод по нефтепроводу «Дружба».
Председатель правительства назвал Приморский порт самым современным на Балтике. Пропускная способность первой очереди комплекса достигает 8,4 миллиона тонн нефтепродуктов в год. Строительство второй увеличивает мощность до 17 миллионов тонн.
После этого вся делегация направилась на южный берег финского залива – в порт в Усть-Луге. "Мы планируем, что здесь, в Усть-Луге, всего объем перевалки (нефтепродуктов) будет где-то 130 - 131 млн тонн, в Приморске - 120 млн тонн. Планируем выйти на это через несколько лет", - сказал Путин. По его словам, возможно, это будет самый большой подобный комплекс в стране.
"В правительстве подготовлен план участия профильных ведомств и Министерства природных ресурсов в решении проблем по геологоразведке, - продолжил Путин. - Все это дает нам основание считать, что проблем с загрузкой БТС-2 (Балтийской трубопроводной системы) не будет".
Владимир Путин предлагает и зарубежным партнерам принять участие в проекте терминала по перевалке светлых нефтепродуктов на Балтике. "Мы считаем, что в терминале по перевалке нефти и нефтепродуктов наши иностранные партнеры могли бы принять прямое участие в качестве акционеров", - заявил Путин журналистам в Усть-Луге.
После этого глава государства отправился смотреть футбол – борьбу за Кубок УЕФА, по всей видимости, в компании с главой конституционного суда Валерием Зорькиным, - до матча они вместе осмотрели дома, построенные для судей КС.
Справка:
Работы в Приморске и Усть-Луге ведутся в рамках федеральной программы по развитию транспортной инфраструктуры России, которая завершится до 2009 года. Общий объем финансирования этой программы составит 13,9 трлн. руб. Треть затрат – более 4,6 трлн. рублей – возьмет на себя федеральный бюджет, остальное – частные инвестиции.
Развитие портов в Приморске и Усть-Луге отнесено к ключевым элементам создания современной транспортной системы на востоке Финского залива. После выхода их на проектную мощность объем обработки грузов всех российских портов в Ленинградской области достигнет 450 миллионов тонн, что сопоставимо с грузооборотом всех морских портов России в 2007 году.
Через Приморск пойдет на экспорт нефть и светлые нефтепродукты, через Усть-Лугу – более 20 категорий грузов, в том числе лес, уголь, продукция нефтехимических предприятий, контейнеры.
Алексей Яушев