Правительство России пообещало запретить открытую перевалку угля. Применительно к Ленобласти это минус 40% грузооборота или 30 млрд рублей дополнительных расходов. В порту Выборга уже заявили: "Перестанем принимать уголь".

Генеральный директор обслуживающего выборгский порт ООО "Порт Логистик" Ольга Ансберг 29 сентября в разговоре с корреспондентом 47news выразила готовность прекратить перевалку угля вообще. Это произошло после заявления вице-премьера Ольги Абрамченко, сделанного 23 сентября в порту "Тамань", когда она рассказала о введении запрета на открытую перевалку угля в ближайшее время. По словам Абрамченко, соответствующий законопроект Минтранс уже подготовил, и правительство обсудит его в конце октября. Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин заявил тем временем о необходимости запрета самого грязного способа загрузки угля на суда - рейдовой перевалки, сообщал ТАСС. Это когда кран перетаскивает уголь с маленького судна на большое, что стоит на рейде.

Одновременно Федеральная антимонопольная служба предложила лишать железнодорожных скидок компании, которые возят уголь на экологически грязные терминалы. "Ъ" цитирует спецпредставителя президента Сергея Иванова: "Глава ФАС Игорь Артемьев придумал блестящую идею. Сейчас железная дорога дает льготу на тариф на провоз угля в любой российский регион. Я считаю, это несправедливо. Один порт вкладывает инвестиции в цивилизованно приемлемую перевалку, а большинство ничего не делает и валит варварским способом…".

Для портов 47 региона исполнение VIP-сигналов означает кардинальное. В самом оптимистичном прогнозе диверсификацию. Резкость Ольги Ансберг и молчание остальных в таком контексте симптоматичны.

Пройдемся сверху вниз - так располагаются на карте порты Ленинградской области.

"Порт Логистик" в Выборге перевалил в 2019 году почти 0,7 млн тонн угля. Там нет вагоноопрокидывателей и конвейерных суднопогрузочных машин, зато установлены водяные пушки, создающие облако мелкодисперсной водяной пыли при загрузке. Это эффективно, но недостаточно. Уголь с вагонов на причал перегружают грейферные краны, они же перетаскивают его с причала на судно. Грейферные краны – не самое подходящее для угля оборудование, потому что с них разлетается пыль. Для Ольги Ансберг в текущей ситуации спада спроса на уголь и маленьких объемов перевалки проще заняться наливной химией, о чем она недавно рассказала 47news.

01.jpg Грейферный кран сыплет уголь. Фото: «Порт Логистик»

Порт Высоцк по сравнению с Выборгом - гигант. Уголь там у ООО "Порт Высоцкий" Тамаза Цквитишвили. Масштабы внушительны: 6,3 млн тонн в 2019 году. На редакционные запросы компания отвечает неважно, но на сайте мы видим те же грейферные краны и засыпку угля в огромные кучи на причале. Yandex выдает до десятка ссылок при введении в поисковую строчку "Высоцк" и "черный снег" - в одном из самых маленьких городов России явно не все безоблачно с экологией. Не случайно руководство компании задумывается о перевалке зерна. Каким образом компания сохранит грузооборот после исполнения угрозы вице-премьера Ольги Абрамченко - вопрос.

02.jpg Панорама угольного терминала ООО «Порт Высоцкий». Фото с сайта компании

В Большом порту Санкт-Петербурга, несмотря на расположение в историческом центре, который целиком находится под охраной ЮНЕСКО, уголь тоже грузится, но совсем чуть-чуть - меньше 0,2 млн тонн в 2019 году, половина из которых на счету ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" из UCL Holding Владимира Лисина. Это смешно для города, но, кажется, рынок обнуляет здесь угольный трафик естественным путем - за первое полугодие 2020 года тут перегружено меньше 0,04 млн тонн. Будем считать, что в Петербурге угля почти нет и посмотрим южнее, на побережье Лужской губы.

Там больше игроков, мощнее объёмы, плюс позитивный имидж. Спецпредставитель президента Сергей Иванов так и заявил "Ведомостям": чистая перевалка угля в России лишь в двух местах - в Усть-Луге и на Дальнем Востоке. Но Усть-Луга не однородна.

Самый сильный игрок там - АО "Ростерминалуголь", который входит в "Уральскую горно-металлургическую компанию" Искандара Махмудова. В 2019 году там отправлено на экспорт 24,5 млн тонн угля - как в четырех портах Высоцк. На этот терминал можно водить экскурсии, там уголь перегружается из вагонов с помощью специальных вагоноопрокидывателей и далее по системе конвейеров доставляется на склад или на суда.

03.jpg Система конвейеров АО «Ростерминалуголь». Фото с сайта компании

На втором месте по грузообороту в Усть-Луге ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", который входит UCL Holding Владимира Лисина. В прошлом году там обработано 5,2 млн тонн угля - чуть меньше, чем в Высоцке. В компании не обратили внимания на наш запрос, на сайте можно прочесть про планы приобрести дополнительные мобильные установки для пылеподавления при работе с сыпучими грузами и о том, как компания "уже ввела в эксплуатацию три локальные оросительные установки для грейферов и комбинированную поливоуборочную машину". Все же мы видим снимок как раз у этой новости: между вагонами и угольной кучей стоит грейферный кран - перед нами открытая перевалка угля.

04.jpg Снимок с сайта ООО «Универсальный перегрузочный комплекс»

На терминале "Юг-2" ООО "Новые коммунальные технологии" Ильи Трабера и его партнеров перевалили в 2019 году 5 млн тонн угля.

05.jpg Скриншот видео с YouTube

0,9 млн тонн угля перегрузило в прошлом году АО "Усть-Лужский контейнерный терминал", которое входит в международный стивидорный холдинг Global Ports. Здесь всё не так плохо. Как минимум, на сайте компании можно прочитать про загрузку угля в судовые трюмы с помощью револьверных спредеров - контейнеров с поворотными механизмами - что выглядит вполне достойной альтернативой грейферным кранам.

В пресс-службе Global Ports 47news сообщили, что на УЛКТ обеспечен необходимый комплекс мер по охране окружающей среды, в частности установлены пылезащитные экраны, специализированное оборудование пылеподавления, внедрена система мониторинга состояния воздуха, воды, сточных вод, а очистку технологических проездов от угольной пыли и просыпей осуществляет вакуумная подметально-уборочная машина.

06.jpg Перевалка угля на судно с помощью спредера. Снимок с сайта УЛКТ

Логика громких заявлений высокопоставленных персон, сделанных в Тамани 23 сентября, подсказывает: если бы законодательная инициатива, запрещающая переваливать уголь открытым способом, стала законом сегодня, в Ленинградской области перевалкой угля смогли бы заниматься, скорее всего, только "Ростерминалуголь" и, может быть, "Усть-Лужский контейнерный терминал". Это сократило бы морской угольный грузооборот региона примерно на 40% применительно к цифрам 2019 года. Переоснащение же терминалов требует серьезных вложений.

Без ссылок на себя участники рынка оценивают полноценное экологическое переоборудование угольного терминала примерно в 2 млрд рублей из расчета на 1 млн тонн перевалки в год. Например, ООО "Порт Высоцкий" это обойдется примерно в 15 млрд - в 2018 году компания перевалила почти 8 млн тонн. Для всех угольных терминалов Ленобласти, не считая "Ростерминалугля" и УЛКТ, это сумма превысит 30 млрд рублей.

Лев Годованник
для 47news