Первое полугодие выявило лидеров грузооборота среди российских портов Балтики. Лучше всех Усть-Луга, гибче всех - Выборг: там масштабно переходят с угля на другие грузы. Дышится легче, потому что уголь уходит из городов.

Общая тенденция полугодия - падение грузооборота у всех. Самый провальный бизнес - перевалка угля. Исключение только в Усть-Луге, где зафиксирован её рост на 1%. Объясняется просто: Европа от угля принципиально отказывается - экология дороже, пандемия снизила потребление всех энергоресурсов - снова минус. Но в Усть-Луге уголь переваливают гиганты: Илья Трабер (ООО "Новые коммунальные технологии"), Владимир Лисин (ООО "Универсальный перегрузочный комплекс") и Искандар Махмудов (возглавляет "Уральскую горно-металлургическую компанию", которая управляет АО "Ростерминалугль"). Поэтому в Усть-Луге обработка угля выросла на 1%, а во всех остальных балтийских портах упала.

В порту Выборга зафиксировано значительное снижение этого показателя, потому что сам порт маленький, и работает в нем всего одна компания - ООО "Порт Логистик". В минувшем полугодии она сократила погрузку угля на 78%, а в целом, включая остальные грузы, - на 42%. Лепту внесли минеральные удобрения - за истекшее полугодие Выборг снизил их морской экспорт на 17%. Стоит добавить, что в 2019 году грузооборот порта упал ещё на 37%. В целом статистика представляется довольно пессимистичной, если смотреть на нее только с позиций цифр.

Генеральный директор "Порта Логистик" Ольга Ансберг объяснила: 

"Падение грузооборота в 2019 году появилось после рекордных показателей 2018-го, связанных с перестройкой внутренних процессов - стали эффективнее работать с резко возросшим грузопотоком угля. Сейчас спрос на уголь упал, и мы делаем ставку на диверсификацию - отсюда снижение показателей. Угля будет меньше, разнообразия грузов больше. Лично мне это нравится - порт расположен в центре города, и большим объемам угля там не место даже при соблюдении всех экологическим норм, к чему мы очень серьезно относимся. Переходим на перевалку наливных неопасных грузов по трубопроводу в партнерстве с ООО "Терминал", оператором наливного выборгского терминала, и лесных грузов, в том числе – топливных пеллет, щепы, пиломатериалов, увеличим долю генеральных грузов…" 

Сравнимый с портом Выборг провал по перевалке угля показал в регионе только Большой порт Санкт-Петербург - минус 74% по сравнению с первым полугодием 2019 года. И с точки зрения жителей обоих городов такая экономика довольно приятна - перевалка угля считается одной из самых вредных для экологии процедур в морских портах.