Группа "Осло Марин" обещает в июле этого года открыть регулярные судоходные линии из принадлежащего ей порта Выборг в Швецию и Германию. Эксперты скептически расценивают это заявление: грузопоток между Петербургом и Швецией весьма незначителен, рост российско-германского контейнерного оборота в этом году стал замедляться, а порт Выборг не может похвастаться удобным расположением и глубоким судоходным каналом для приема и обработки больших судов.

       

Как сообщила «Коммерсанту»руководитель пресс-службы группы "Осло Марин" Елена Мургина, договоренность об открытии грузовой линии между Германией и Выборгом была достигнута на днях в ходе визита в Петербург Тило Шеллинга, руководителя департамента министерства транспорта и развития инфраструктуры земли Мекленбург - Передняя Померания (Германия). Параллельно компания вела переговоры и со шведской стороной. Предполагается, что из Выборга в Швецию и Германию и обратно будут курсировать преимущественно генеральные и контейнерные грузы. Объемы грузоперевозок на новых линиях и более точную характеристику грузов компания пока не раскрывает. "Мы предлагаем собственные портовые и терминальные мощности, услуги судоходной компании, которые по многим показателям не уступают аналогичным европейским объектам портовой инфраструктуры: многие порты небольших европейских государств сопоставимы по тем объемам, которые способны обработать и мы при максимальной загрузке", - говорит Елена Мургина.


По словам Дмитрия Васильева, главы компании Arivist Logistics Overseas GmbH (Гамбург), которые приводит издание, грузопоток между Петербургом и портами Германии (в основном Гамбургом и Бременхафом) в последние годы стабильно растет. За последние пять лет между Петербургом и Гамбургом было открыто восемь новых грузовых линий. Правда, начало нынешнего года отмечено замедлением этого роста. "Если среднегодовой рост контейнерных перевозок на этом направлении всегда составлял 15-20%, а в 2007 году даже поднялся до 40%, то за первые три месяца 2008 года мы наблюдаем лишь 8%-ный рост. Это говорит о том, что контейнерные мощности Петербурга исчерпаны и дальше расти некуда", - констатирует Васильев.


Что касается шведского направления, то здесь инициатива "Осло Марин", по мнению экспертов, сомнительна. Они отмечают, что шведские судоходные компании в разные годы делали несколько попыток по организации грузоперевозок в этом направлении, но все они оказались неудачными из-за слишком незначительного объема грузопотока. Впрочем, предполагают аналитики, не исключено, что владелец порта "Выборгский" заключил договор с какой-либо компанией по производству автомобилей, которая планирует использовать Швецию как хаб для дистрибьюции своих авто. В таком случае "открытие" Швеции выглядит логичным.


Некоторые наблюдатели считают небезупречным выбор в качестве отправного пункта именно Выборга. По их мнению, в этом порту недостаточно спецтехники, которая требуется для обслуживания регулярных грузовых потоков, а территория самого порта крайне узкая, что создает неудобства при обработке грузов. Кроме того, аналитик по транспорту инвестиционного холдинга "Финам" Владимир Сергиевский отмечает, что судоходный канал на этом участке очень мелкий - его мнение приводит газета.


Впрочем, в самой группе не считают мелководье помехой в открытии грузовых линий. "Судоходный канал в 6,5 метров не препятствует обслуживанию многих стандартных паромов и сухогрузов, но его углубление позволит расширить линейку принимаемых судов по видам и по объемам перевозимых грузов, существенно увеличив количество обрабатываемых в порту грузов", - говорит Елена Мургина. По словам президента группы "Осло Марин" Виталия Архангельского, ФГУП "Росморпорт" включило дноуглубление в число своих перспективных задач. Насколько близкой является эта перспектива, пока неясно.