Росморпорт выставляет на торги 32 гектара под единственным активом Global Ports в Усть-Луге. Тем временем оператор убирает грузы из Кронштадта. Рынок ждет покупателя на терминал за 35-40 млрд.

О планах Минтранса выставить на продажу 32 гектара намывной территории, где работает ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" (УЛКТ), стало известно 16 сентября. Участок сейчас находится в собственности подведомственного министерству ФГУП "Росморпорт", УЛКТ арендует его для морской перевалки грузов. Управляет терминалом крупнейший в России оператор морских контейнерных терминалов Global Ports. Это единственный его объект в портах Ленинградской области. Участок выставят на продажу за 611 млн рублей, после чего ставки качнутся вверх.

Сам по себе аукцион сюрпризов не сулит - УЛКТ имеет очевидное преимущественное право на покупку этих 32 гектаров как добросовестный арендатор. Участники рынка видят интригу в событиях, которые, по их мнению, произойдут после того, как УЛКТ станет полноценным собственником всего с ним связанного - земли и производственных мощностей. Актив будет самодостаточным, что повышает ликвидность и позволяет наконец-то продать его.

"На терминал УЛКТ уже неоднократно приезжали покупатели, они приценивались, вели переговоры, но ни разу не договорились ни о чем конкретном. По моим сведениям, проблемой становилась цена - потенциальные покупатели и продавцы видят ее не совсем одинаково из-за геологических особенностей данной территории. Под искусственной поверхностью не совсем стабильные грунты, из-за чего вложения в терминал оказались большими, чем были бы без этого нюанса. Но покупатели учитывать бывшие затраты на производственные моменты не готовы…", - рассказал 47news участник рынка, попросивший не рекламировать его имя.

Участники рынка не готовы оценить реальную стоимость всего УЛКТ после того, как земельный участок окажется в его собственности. Тем ее менее, директор по оценке, эксперт Becar Asset Management Виктория Константинова считает: такой объект на рынке может стоить сегодня 35-40 млрд рублей.

Global Ports (на 30,75% принадлежит группе "Дело" Сергея Шишкарева) давно уже делает ставку на Петербург: из 774 тысяч TEU, перегруженных холдингом в первом полугодии 2020 года во всех российских портах, 535 тысяч приходятся на терминалы в Большом порту Санкт-Петербург и лишь 27 тысяч на терминал в Усть-Луге. Это немного ниже, чем год назад, когда УЛКТ перевалил 29 тысяч контейнеров. Петербургская продуктивность холдинга возросла на 26%, усть-лужская снизилась на 8%. Такую статистику компания публикует на собственном сайте. Но цифры сухи, когда их не с чем сравнивать.

В нашем случае важно понимать весомость 27 тысяч TEU, перегруженных в УЛКТ на суда, относительно контейнерооборота всей Усть-Луги и относительно собственных возможностей терминала. Тут становится интересно.

В прошлом декабре УЛКТ сообщил: начинаем переваливать уголь, чтобы использовать возможности терминала в полной мере - но всё в порядке, на возможность обработки контейнеров это не повлияет. Готовы принять до 1 млн тонн угля в год.

Слово стало делом в необычной конфигурации. В 2019 году терминал действительно перевалил 0,9 млн тонн угля из возможного миллиона, зато продуктивность контейнерных мощностей оказалась почти вовсе не востребованной. 27 тысяч штук за минувшие полгода составляют около 6,5% возможностей.

Ситуация кажется еще более бесперспективной, чем на первый взгляд, если примерить её к контейнерообороту всего усть-лужского порта за первое полугодие, который составляет те же 27 тысяч контейнеров. Не переваливает никто, кроме УЛКТ, контейнеры в морском порту Усть-Луга, потому что на рынке спад, а контейнерная логистика выбирает Петербург.

Мы видим активно растущую в 2020 году динамику морской перевалки контейнеров на всех терминалах группы "Дело" и, соответственно, Global Ports. Это происходит в петербургском морском порту, где под управлением Global Ports работают "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт", в Новороссийском порту, где "Делу" принадлежит контейнерный терминал, и на Дальнем Востоке, где у группы работает "Восточная стивидорная компания". При этом остальные контейнерные терминалы в тех же портах теряют объемы или растут медленнее, чем терминалы группы. Провисает только УЛКТ, но по объективным причинам - контейнеры логистически удобнее возить в Петербург, а не в Усть-Лугу. Это не очень важно, когда контейнерный рынок активно развивается, но такого уже несколько лет не происходит. Последние события я бы сформулировал по-журналистски: группа "Дело" взялась за дело…", - говорит директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.

Похоже, контейнерный бизнес в Усть-Луге холдингу Global Ports придется прекратить, но и с углем перспектива так себе. Во-первых, российский экспорт этого вида топлива уверенно падает, потому что цивилизованный мир видит его больше экологически вредным, чем экономически выгодным. Во-вторых, свободных мест тут давно уже нет - в 2019 году вся Усть-Луга отправила на экспорт 33,7 млн тонн угля, 0,9 млн из которых, напомним, отправил УЛКТ. 33,7 млн тонн - 13% всего годового российского угольного экспорта, и за них в условиях спада будут держаться намертво. Так что нет ему смысла превращать контейнерные мощности в угольные.

Но сохранять контейнерные тоже смысла нет, что подтверждается ещё двумя обстоятельствами.

В ТОП-5 лидеров российского морского контейнерного рынка первого полугодия 2020 года 2-ю и 5-ю строчки занимают расположенные в Большом порту Санкт-Петербург терминалы, управляемые Global Ports. Это акционерные общества "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт". На первом месте, кстати, тоже петербуржец - ЗАО "КТСП", входящее в бизнес-конструкцию UCL Holding Владимира Лисина. Но то конкурент.

16 сентября глава группы "Дело" Сергей Шишкарев заявил о перепрофилировании еще одного контейнерного терминала холдинга в петербургском порту - ООО "Моби Дик". Скоро там будет пассажирский порт. "Моби Дик" расположен в Кронштадте, куда не ездят поезда. Возить контейнеры в морских объемах автомобилями - логистика на грани фантастики.

Добавим, что "Первый контейнерный терминал" и "Петролеспорт" работают сейчас где-то на 50% от проектной мощности.

Вывод прост: Global Ports имеет отличный стабильный и перспективный контейнерный оборот в петербургском порту и не имеет шансов на то же в Усть-Луге, где контейнерная жизнь едва теплится, а угольная лишена перспектив. Вот почему слухи о предпродажной подготовке "Усть-Лужского контейнерного терминала" кажутся похожими на правдоподобные. На вопрос автора статьи, не собирается ли Global Ports продавать УЛКТ, в компании ответили: "Подобные планы в компании не обсуждались и не обсуждаются".

Лев Годованник для 47news

Бизнес-конструкция Global Ports выглядит так: 

1.jpg

Схема с сайта Global Ports.

Про Global Ports
Компания Global Ports Investments зарегистрирована на Кипре. Это ведущий оператор российских морских терминалов. Группа управляет портовыми комплексами, является лидером по контейнерным мощностям и грузообороту в России. Global Ports входит в состав транспортно-логистического холдинга Группа компаний "Дело" (головная компания ООО "УК "Дело", 70% которой принадлежат Сергею Шишкареву, а 30% - Госкорпорации "Росатом"). По данным СМИ, "Делу" принадлежат 30,75% долей Global Ports. 

Про УЛКТ
Сейчас УЛКТ на 80% прямо или косвенно принадлежит Global Ports, остальное - немецкий контейнерный оператор Eurogate, сообщили в Global Ports.