Амбициозный проект моста через Неву остановлен — ответственным лицам не нравится высота, а за скобками 100-летние перспективы. Всё пока в противоход "Стратегии-2030" и геополитическим пожеланиям Владимира Путина.
В ближайшее время состоится встреча специалистов ФГБУ "Администрация Волго-Балт", Октябрьской железной дороги и Управления правительства Ленобласти по транспорту, сообщил 19 июня нашему изданию руководитель управления Павел Постовалов. Обсуждаться будет масштабный проект строительства моста через Неву в районе Павлово-на-Неве, а, вернее, точка конфликта при его согласовании.
"Рассмотрев конструкцию проектируемого железнодорожного моста под II главный путь через реку Нева, ФБУ "Администрация Волго-Балт" не согласовывает представленный вариант…", - прямая цитата из письма от 25 марта заместителя руководителя Администрации Виталия Рудых главному инженеру "Ленгипротранса" Алексею Тимошину. Эта организация готовила проект.
Новый железнодорожный мост - часть "Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года". Она утверждена специальным правительственным постановлением. В мае Смольный взял под козырек и отправил главе "Российских железных дорог" Олегу Белозерову согласованную программу развития петербургского железнодорожного узла - как часть стратегии.
Стратегия утверждена распоряжением правительства РФ в 2008 году и предполагает строительство более 16 тысяч километров железных дорог, в том числе Северо-Восточного железнодорожного обхода Петербурга.
Мост через Неву в районе Павлово-на-Неве даже для масштабной "2030" стоит особняком. Без него не бывать Северо-Восточному железнодорожному обходу Петербурга, которого требует президент. Обход насытит грузами морские порты северного побережья Финского залива, что приблизит к главной задаче - убрать российский морской экспорт из нероссийской Прибалтики.
В общем-то, мост там есть - старый Кузьминский, который в первоначальном виде построили в 1940 году аврально за полтора месяца. Его пропускной способности для растущих аппетитов портовиков не хватает, и он сыграл с железнодорожниками злую шутку.
Кузьминский мост идеально соответствует ГОСТу - высота 17 метров, это минимум для переправы через водный путь 1 класса - через Неву, например. "Ленгипротранс" по заказу РЖД благополучно исполнил предпроект. Надо полагать, традиционное желание сэкономить заставило железнодорожников повторить высотный минимум Кузьминского моста, которому, кстати, в этом году исполняется 80 лет.
"Поднятие железнодорожного моста с 17 метров до 30-ти делает проект дороже на 20-25%. Примерная стоимость строительства моста - до 12 млрд рублей…", - пояснил 47news директор "Объединения ДОРМОСТ" Кирилл Иванов.
Увесистый пакет чертежей и расчетов 17 марта 2020 года отправился в Администрацию Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей для последнего согласования. 25 марта заместитель руководителя Администрации Виталий Рудых ответил одиноким документом: не согласую.
"Во избежание существенного ухудшения судоходных условий необходимо предусмотреть конструкцию высоководного моста с подмостовым габаритом 30 метров … либо предусмотреть конструкцию с разводным пролетом в другом створе на прямолинейном участке реки…", - написал Виталий Рудых главному инженеру "Ленгипротранса" Алексею Тимошину.
Соображения Тимошина нам не известны - на редакционный запрос 47news проектировщик не отреагировал. Заместитель же главного инженера Октябрьской железной дороги Виктор Иванов их не скрывал - во всяком случае, в письме руководителю "Волго-Балта" Фёдору Шишлакову.
Вот смыслы: вы мне писали письма, но таких требований не выдвигали; рядом с будущим мостом стоит Кузьминский, и его высота те же 17 метров; и, вообще, почитайте ГОСТ - мы полностью соблюли его. В деловой форме от 28 мая звучит вежливее.
"Уважаемый Федор Валерьевич, с учетом ограничений по срокам и стоимости реализации проекта, направленного на обеспечение реализации транзитного потенциала России в направлении морских портов северного побережья Финского залива и государственной границы Российской Федерации, предлагаем вернуться к рассмотрению ранее направленных проектных решений", - пафосно, но, как показалось со слезой закончил Виктор Иванов свое послание.
Ответ Шишлакова неизвестен - Администрация "Волго-Балт" тоже не заинтересовалась редакционным запросом. Но тут мерещится здравый смысл.
"Самое высокое, что ходит сегодня по рекам "Волго-Балта", это 18 метров. Но, с другой стороны, мосты строят на столетия. Могу предположить, что "Волго-Балт" смотрит в перспективу и понимает, что реконструировать новый мост придется лет через 80-100, а старый, может быть, через 15-20. Не исключено, что нормативы к тому времени изменятся, и если мост, который все равно подлежит реконструкции, придется переделать под новый норматив, то новый будет работать. Думаю, руководство "Волго-Балта" руководствуется такой логикой…", - предполагает Кирилл Иванов.
В областном управлении по транспорту уверены: надо сесть за стол переговоров. Чтобы не создать лимитирующий высоту судов габарит, следует построить либо разводной мост, либо неразводной, но с возможностью прохода судов с надводной высотой 30-35 метров, уверены чиновники. Их прогноз - вопреки тяге к бережливости РЖД придет к варианту с разводным мостом. Потому что высокий неразводной будет ещё дороже.
Глава управления Павел Постовалов надеется, что на грядущей встрече стороны попытаются наконец-то понять друга одинаково.
"В РЖД подумали, что с них требуют лишнего. Но все существующие мосты обеспечивают пропуск судов с надводной высотой до 30 метров", - рассуждает Постовалов, добавляя: от каждой из сторон будут инженеры.
Правильно, технари мыслят категориями необходимости и возможностей, а не конъюнктуры ведомств.
Лев Годованник для 47news
Как кому везёт:
Северо-Восточному железнодорожному обходу Петербурга кармически не везет. Сначала долго не могли согласовать трассировку дороги - РЖД все норовили сэкономить и расширить действующий проезд через Ржевку. Потом поняли, что так не годится, согласовали один из обходных вариантов, но выяснилось, что там давно уже построены частные дома. Тогда вместе с Минобороны разработали новый вариант через полигон, но буквально на днях проект заблокировали сами же военные. Теперь выяснилось, что и мост для СВЖО у нас не в состоянии спроектировать.
Железнодорожный контекст:
По данным ИА Regnum, протяжённость железнодорожных магистралей в России – 85,5 тыс. км, или, в однопутном эквиваленте, 124 тысячи. По этому параметру Россия находится на третьем месте в мире после США и Китая. Согласно международному рейтингу глобальной конкурентоспособности, качество железнодорожной инфраструктуры России находится на 23 месте в мире.