Военные моряки заблокировали строительство Северо-Восточного транспортного обхода Петербурга – главную артерию портовиков. Пушками пугают.

"Мы будем жаловаться министру обороны Сергею Шойгу и, если понадобится - главе государства", - этот комментарий собеседник 47news из ближайшего окружения губернатора Ленинградской области просил не персонифицировать. Начальник областного управления по транспорту Павел Постовалов ответил на редакционный запрос спокойнее:

"Северо-Восточный обход необходим для выноса грузового движения за пределы плотной городской застройки Петербурга и Всеволожского района области, а также для усиления пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам, где реализуются проекты развития перегрузочных мощностей. Он включён в Концепцию развития, разработанную "Российскими железными дорогами" и согласованную правительствами обоих регионов. В инвестпрограмме РЖД на его проектирование выделены средства".

Источник культурного шока - заместитель главнокомандующего ВМФ России генерал Виктор Астапов. Несколько дней назад он испортил настроение начальнику Октябрьской железной дороги Виктору Голомолзину.

"Все предложенные вами варианты строительства железной дороги через полигон "Ржевка" не безопасны, а посему не будут согласованы", - как-то так написано в письме, датированном 8 июня.

На словах военные объяснили проще: у нас полигон, там пушки, они стреляют, и примерно туда, где вы хотите строить железную дорогу. Вам нравится возить грузы под обстрелом? Снаряд же может полететь ближе, может дальше.

Исключительно гражданские чиновники из областного правительства и РЖД возражали: мол, там газопровод и автомобильная дорога А-120, и никого ни разу не расстреляли - из пушек, во всяком случае. Даже движение на время стрельб не закрывают. Тем более, железную дорогу можно в некоторых местах защитить саркофагом, как это сделано для газопровода. Но ответ по-военному четок: будет команда сверху – согласуем.

Северо-Восточный железнодорожный обход Петербурга предполагает строительство ветки, предположительно от станции Павлово-на-Неве до Орехово протяженностью 85 километров. Оттуда грузовые составы могут доставлять товар в порты северного побережья Финского залива - российские Высоцк и Приморск, которые в основном специализируется на перевалке угля и нефтепродуктов - и финские порты. Сегодня грузопоток идет через Петербург – он захватывает станции Заневский Пост, Ржевка и Ручьи и выходит на север в сторону Лосево.

01.jpg

Виктор Голомолзин не может отмахнуться "не хотите - не надо". У него указание президента Путина обеспечить экспорт российских грузов через российские порты, отобрав их от недружественной Прибалтики. Есть инвестиционная программа, выделены деньги: на этот и парочку других проектов в нашем регионе почти 540 млрд рублей до 2025 года. И, вообще, есть указания, которые не исполнить нельзя.

Тем временем в Высоцке близкое "Лукойлу" ООО "СПК Высоцк" строит угольный терминал мощностью 15 млн тонн в год, а "Технотранс" Виктора Чуйкина ваяет зерновой терминал, который прибавит еще 4 млн тонн. Там же благополучно ежегодно переваливает по 6-7 млн тонн угля ООО "Порт Высоцкий" казахского миллиардера Тимура Кулибаева, а в Приморске Илья Трабер строит огромный универсальный перегрузочный комплекс - ещё плюс 40 млн тонн в год.

Такие объемы петербургский Ладожский вокзал, через который сейчас едут грузы для портов северного побережья Финского залива - между прочим, около 120 млн тонн в год – вряд ли пропустит. Петербургскому губернатору Александру Беглову тоже стоит обеспокоиться, нынешняя ветка проходит через спальные районы Ржевки, и составы с углем - не лучшая композиция для культурной столицы.

Пресс-службы Октябрьской железной дороги и учрежденной Минтрансом вместе с правительствами обоих регионов Дирекцией по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на запросы 47news к моменту выхода публикации не отреагировали.

А история так пока и не начавшегося строительства Северо-Восточного обхода печальна. Сначала долго не могли согласовать трассировку дороги - РЖД все норовили сэкономить и расширить действующий проезд через Ржевку. Потом поняли, что так не годится, согласовали один из обходных вариантов, но выяснилось, что там давно уже построены частные дома. Тогда вместе с военными разработали новый вариант через полигон - говорят, долго считали, чтобы оказаться не совсем на траектории полета снарядов. Недавно всем казалось, будто согласовали, но тут замглавкома ВМФ заявил: ни за что. По традиции, теперь все ждут верховного главнокомандующего.

Лев Годованник
для 47news