Петербург и Ленобласть предлагают построить северо-восточный железнодорожный обход. Он освободит центр города от грузовых составов. 47news знает, какой маршрут с наибольшей вероятностью предложат Минтрансу.
В Дирекцию по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (учреждена Минтрансом и правительствами обоих регионов) недавно поступил проект технического задания на разработку предпроектной документации "Строительство северо-восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга в целях пропуска транзитного грузового движения в адрес морских портов северного побережья Финского залива и государственной границы Российской Федерации".
Предварительно стоимость разработки предпроектной документации оценивается в 0,5 млрд рублей. По данным 47news, основной вариант трассировки будущей железнодорожной ветки предполагает строительство станции в Кировске и моста через Неву в непосредственной близости от него. Тогда железная дорога пойдет через Невдубстрой, Кировск, Петрокрепость, Борисову Гриву, Пробу и состыкуется с железной дорогой приозерского направления, предположительно, в Токсово.
В самой Дирекции от комментариев отказались, пообещав организовать встречу для журналистов.
Похоже, что Кировску повезло. Предыдущие варианты возможного пролегания Северо-Восточного обхода не предполагали появления станции в Кировске. Однако в конце прошлого года в этом проекте, что давно обсуждается и столь же давно кажется "мертвым", произошли принципиальные изменения.
В конце 2018 года о проекте вспомнили в РЖД на совместном совещании с чиновниками Смольного. Петербургский комитет по транспорту запросил Управление по транспорту Ленобласти уточнить возможность реализации старого варианта трассировки Северо-Восточного обхода. Речь шла о маршрутах через Мяглово и Манушкино. Областные чиновники разочаровали петербургских коллег: на тех землях, где планировалась новая железнодорожная ветка, давно жилая застройка, в связи с чем выкуп земель там станет не рентабельным, длительным и социально напряжённым. Появилось предложение разработать варианты трассировки заново, чем и занялся городской комитет по транспорту. Дирекция со своей стороны пообещала включить разработку предпроектной документации в свой бюджет на 2019 год. Но говорить о выделении денег на реализацию проекта в Минтрансе тогда не были готовы. В правительствах обоих регионов тоже.
Энергию в проект вдохнул Российский инвестиционный форум, прошедший 14-15 февраля в Сочи. Как ранее сообщил 47news, там были заключены два масштабных инвестиционных соглашения между представителями бизнеса и правительством Ленинградской области. Первое предполагает строительство морского терминала в порту Приморск - инвестором выступает зарегистрированное в Ленинградской области ООО "Приморский УПК", основным владельцем которого является Илья Трабер. Компания анонсировала инвестиции в 90 млрд рублей и сооружение терминала, что будет переваливать около 40 млн тонн грузов в год, в том числе до 32 млн тонн угля и минеральных удобрений.
Второе соглашение, подписанное в Сочи, предполагает строительство морского терминала по перевалке минеральных удобрений в не выбранном пока порту Ленинградской области. Здесь инвестором записалось ООО "Ультрамар" петербургского бизнесмена Андрея Бонч-Бруевича, кто декларировал вложения в проект в размере 16 млрд рублей и строительство терминала мощностью 12 млн тонн в год. Особенность обоих в том, что основные грузы, которые предполагается на них переваливать, можно доставлять туда по железной дороге и только.
Как сообщили 47news ОАО "РЖД", погрузка экспортных грузов в порты Северо-Запада по итогам января 2019 года превысила 11,3 млн тонн, что соответствует более чем 120 млн тонн в год. Сегодня весь этот поток идет через центр Петербурга, захватывая Ржевку, Ручьи и Ладожский вокзал.
В правительстве Ленинградской области сообщили 47news, что в кулуарах инвестиционного форума в Сочи стало известно о том, что руководство РЖД решило дать денег на строительство Северо-Восточного транспортного обхода, без которого фактически невозможна реализация обоих подписанных на форуме соглашений.
Как стало известно автору, почти окончательной может считаться только та часть трассировки будущего Северо-Восточного обхода, что соединит Кировск и Петрокрепость. Дальнейшая трассировка пока под вопросом. Наиболее дешёвым вариантом представляется маршрут через Борисову Гриву до Токсово. Он предполагает использование уже имеющейся железнодорожной инфраструктуры от Токсово до Лосево. Этот вариант неудобен необходимостью задействования земель, где расположена жилая застройка. Поэтому рассматривается более смелый (и дорогой) вариант трассировки Северо-Восточного обхода, при котором от Кировска и Петрокрепости он дойдет до Лосево или почти до него. В Лосево же начинается недавно построенная железнодорожная ветка до Каменногорска, которая как раз и предназначена для того, чтобы разгрузить от товарняков пути, по которым пассажирские поезда идут из Петербурга в выборгском и приозерском направлениях.
Начальник областного управления по транспорту Павел Постовалов сообщил 47news, что правительство области реально заинтересовано в трассировке будущего Северо-Восточного обхода именно через Кировск, так как такой вариант кардинальным образом решит вопрос развития райцентра. Кроме того, область акцентирует внимание на то, что предыдущие варианты трассировок откровенно устарели.
"Застройка территории на месте не стоит, поэтому ряд ранее предлагаемых вариантов уже не актуален. Получится, что поезда будут обходить Санкт-Петербург между многоэтажками, окружающими мегаполис. Это, на наш взгляд, только добавит проблем", — пояснил Постовалов.
В транспортном ведомстве Петербурга от комментариев пока отстранились.
- Давайте посчитаем планы портостроительства на северном берегу Финского залива - в Высоцке и Приморске. В Высоцке декларируется проект строительства угольного терминала мощностью 15 млн тонн угля в год. В Приморске декларируется проект строительства многопрофильного комплекса мощностью 70 млн тонн, из которых 25 млн тонн - тот же уголь. Итого, общая прибавка - примерно 75 млн тонн, из которых 40 млн тонн - уголь. Возникает серьезнейший вопрос: как это все будет туда завозиться. Существующий на сегодняшний день маршрут транзита железнодорожных грузов в направлении российских портов северного берега Финского залива и Финляндии проходит по территории Санкт-Петербурга, в непосредственной близости от жилых кварталов. Это, грубо говоря, 75 пар поездов в сутки - 150 составов в каждом направлении. Разделим на 24 часа в сутках и получим примерно 6 составов в час. Это означает один грузовой состав каждые 10 минут круглые сутки и в непосредственной близости от жилых кварталов, - поделился подсчетами директор аналитического центра "Дорн" Андрей Карпов.
Константин Шмелев,
для 47news