Соевый король Александр Луценко пообещал 35 млрд бухте на Финском заливе, получив там 1 млн квадратов в полмиллиарда рублей. Его крупнейшая в РФ зерновая корпорация больше не голландская, а эксперты удивляются.
Со скорострельностью раз в неделю читаем: правительство России предоставило группе компаний "Содружество" миллион квадратных метров на берегу Финского залива у бухты Батарейная на 10 лет, материнская компания группы перерегистрируется из Нидерландов в Калининградскую область, правительство которой передало "Содружеству" ещё 37 тысяч квадратных метров в Светлом для расширения производства. Кажется, крупнейший в стране агропромышленный холдинг прочно зашел на Северо-Запад.
За 2019 год все российские порты Балтики перевалили 846 тысяч тонн зерновых, что в федеральных масштабах маловато – менее 2%. Калининградский морской терминал "Содружества" обработал лишь половину этого объема. Всего же на холдинг пришлось в прошлом году около 2,5% российского экспорта зерна и почти 100% российского импорта сои (2.3 млн тонн) - фактическая монополия.
Новый терминал в бухте Батарейная, куда глава "Содружества" Александр Луценко пообещал вложить 35 млрд рублей и построить к 2024 году, означает появление в регионе нового вида крупнейшего бизнеса. Так что любопытство журналиста оправдано.
Постановление правительства РФ № 1301-р от 16 мая передает "Балтийскому зерновому терминалу" участок в Батарейной в 10-летнюю аренду. Площадь участка почти 1,1 млн квадратных метров, кадастровая стоимость превышает 0,4 млрд рублей.
Так участок выглядит на Публичной кадастровой карте Росреестра:
Управляющая компания "Содружество" учредила ООО "Балтийский зерновой терминал" в январе 2020 года. Сама УК создана нидерландской Baltic Logistics Company, владеющей всеми юрлицами "Содружества".
Сравним: терминал холдинга в калининградском порту принадлежит ООО "Рыбфлотпром", учрежденному той же Baltic Logistics Company. Но его уставный капитал - более 50 млн рублей. В уставном капитале калининградского ООО "Содружество-Соя" почти полмиллиарда. 35-миллиардный проект в бухте Батарейная собирается реализовать компания с 10 тысячами уставного капитала.
Операционный финансовый директор ГК "Содружество" Павел Зарьков пообещал автору статьи рассказать подробности о проекте позже. Пока, по его словам, компания не готова к публичности на эту тему.
Управляющего партнера ООО "Инфра Проекты" Алексея Безбородова напрягает ещё одно число в правительственном постановлении:
"Ни один инвестор не вложит деньги в крупный инфраструктурный проект, если земля у него в аренде не на 49 лет или не в собственности. Рискну предположить, что "Содружество" собирается строить терминал не на свои деньги, а на банковские кредиты, но под 10-летнюю аренду банки денег не дадут. Поэтому я не считаю, что такой проект существует - пока это разговор пустой…"
Зато комментарий первого заместителя председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Антона Финогенова позитивен:
"Мы готовимся к встрече на уровне губернатора с руководством УК "Содружество" для обсуждения хода реализации их проекта на территории региона. В обсуждении будут затронуты вопросы подведения инженерных коммуникаций, обслуживания подъездных путей на время строительства, а также вопросы обеспечения социальной инфраструктурой – как на период проведения строительных работ, так и для дальнейшего развития территории Лебяженского поселения…".
Кажется, в правительстве Ленинградской области ждут встречи, на которой сами рассчитывают что-то узнать.
Для участников рынка интрига в специфике: предполагается экспорт зерна или импорт сои? Российское зерно, в основном, переваливается в южных портах - прежде всего, Новороссийск. В 2019 году экспорт зерна в стране составил 45 млн тонн, из которых около 2% прошли через порты Балтики. Можно сказать, что у нас такой вид бизнеса пока отсутствует. Зато почти вся ввезенная в страну в прошлом году соя - заслуга "Содружества".
"В теории экспорт зерна через порты Балтики перспективен. Но это очень тонко настраиваемая работа с разными номенклатурами. В Балтике такое удалось лишь зерновому терминалу порта Лиепая. Там множество маленьких емкостей, и принимается множество сортов разного вида зерновых из России и Казахстана. Ту же самую пшеницу они обрабатывают таким образом, что сортность и качество в разы выше, чем в Новороссийске, где даже хорошее качественное зерно уходит в качестве фуража. Не знаю, готово ли на такой проект "Содружество", и не понимаю, почему все считают, будто терминал в Батарейной будет экспортным. Скорее, можно ожидать перевалочный комплекс под импорт сои с сопутствующими производствами", - говорит Алексей Безбородов.
Стоит добавить, что на Балтике с экспортом зерна у "Содружества" дела обстоят так себе - в прошлом году перевалка сократилась в 3 раза по сравнению с позапрошлым - 400 тыс тонн вместо 1240.
Как минимум одна причина обосноваться на берегу Финского залива у "Содружества" имеется. По словам директора по развитию информационно-аналитического агентства "ПортНьюс" Надежды Малышевой, с точки зрения логистики экспорта-импорта агропромышленных грузов, сегодняшнее расположение морского терминала группы не самое удачное. Малые глубины морского подходного канала в Калининграде не позволяют использовать суда большой вместимости - это сдерживающий фактор для развития бизнеса. По сведениям эксперта, некоторое время назад "Содружество" предлагало расширить и углубить канал, однако данное предложение пока не принято. Надежда Малышева полагает, что проект в бухте Батарейная на этом фоне вполне логичен - там значительно большие природные глубины.
Бизнесмен Луценко тем временем демонстрирует серьезность намерений в разном.
22 мая сайт "Содружества" обрадовал: "Совет директоров Baltic Logistics Company, которой принадлежат все российские активы … группы компаний "Содружество", принял решение о редомициляции на остров Октябрьский в Калининграде".
4 июня Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию правительства Калининградской области выдало компаниям "Содружество-Соя" и "Содружество-Протеин" разрешения на строительство 15-ти объектов инфраструктуры в Светлом.
Проекта Ленинградской области не замечено.
Лев Годованник для 47news
Справка:
Группа компаний "Содружество", основанная в 1994 году, является одним из крупнейших переработчиков семян масличных культур в СНГ и Европе. Она, в частности, занимается производством соевого и рапсового масла и шрота, лецитина, соевой муки.
По данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", АО "Содружество Груп С.А." зарегистрировано в Люксембурге. Там же находится и головной офис. Деловая пресса называет владельцами компании супругов Александра и Наталью Луценко. Он дважды входил в глобальный список Forbes (в 2013 и 2015 годах), в 2017 году Forbes оценил его состояние в $800 млн. Она оказалась на 10 строке рейтинга Forbes "25 богатейших женщин России" в 2018 году. Личное состояние Натальи Луценко оценили в $350 млн.