Срывается крупнейший контракт в дорожном строительстве Петербурга – развязка на Московском шоссе за 8 млрд. Бизнес опасается, что на бок завалится вся отрасль.
Законодательное собрание Петербурга 3 июня во втором чтении (первое прошло 20 мая) рассмотрит поправку губернатора Беглова к проекту закона о корректировке бюджета города, получившей название противокоронавирусной. Доходная часть урезается более чем на 100 млрд, соответственно снижается и расходная. Наиболее болезненный секвестр, как сообщал 47news, коснётся объектов, где заказчиком выступает комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) .
С 25,9 млрд рублей срезали 8. Так, “АБЗ-Дорстрой” может не досчитаться траншей на второй этап строительства обхода Красного Села, они сдулись с 607 до 180 млн. Компания “Буер” может лишиться финансирования на 321 млн. Для "ВАД" минус грозит 714 миллионами.
Среди прочих выделяется контракт на строительство развязки Московского шоссе и Дунайского проспекта за 8,2 млрд рублей, заключённый 27 марта. Это самый большой на сегодняшний день договор в дорожном строительстве Петербурга. На конкурс заявилась только компания "Возрождение", контракт был заключён по процедуре закупки у единственного поставщика. Для примера ценового веса, реконструкция Лиговского путепровода обойдётся в 4,4 млрд, реконструкция Оборонной улицы - в 4,3 млрд, упомянутый обход Красного Села - в 3,7 млрд, продолжение Софийской улицы - в 2,7 млрд. Остальные объекты легче.
Развязка на Московском исторически — первое звено пробок на пути в Ленобласть. По данным дорожных служб, участок критично перегружен. В том числе, и из-за того, что вокруг активно ведётся жилая застройка. По словам собеседников в Смольном, проект был создан ещё в 2012 году и уже тогда было понятно, что есть необходимость избавлять от заторов транспортную связь Кировского, Фрунзенского и Московского районов. В ГИБДД также голосовали за проект. С точки зрения дорожной полиции, развязка снизит аварийность на этом участке.
Вот как проект презентовало правительство Петербурга 18 марта на официальном сайте:
"Строительство обеспечит завершение формирования широтной магистрали, дублирующей перегруженный участок КАД на участке от Большого Обуховского моста до Пулковского шоссе. Объект позволит повысить эффективность работы развязки на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта, обеспечит развитие автомобильных подходов к грузовому терминалу аэропорта Пулково и совершенствование транспортных связей грузоформирующих объектов Санкт-Петербурга с дорогой федерального значения М-10 "Россия", относящейся к международному транспортному маршруту "Европа – Западный Китай".
Но есть вероятность, что этой истории в ближайшие годы не будет. Косвенно об этом векторе говорят планы КРТИ. В 2020 году финансирование срезано с 850 до 50 млн, в следующем году с 2,6 млрд до 448 млн. При этом, срок окончания работ — декабрь 2023 года.
Подрядчик должен до середины декабря 2020 года подготовить рабочую документацию. Общая площадь проезжей части по основному ходу должна составить 23 тысячи кв. м. Будет и пешеходный мост длиной 93 метра. Кроме того, для пешеходов построят три тоннеля разной длины - 16,7 м, 58,1 м и 47,3 м.
По словам чиновников КРТИ, причины существенного секвестра в том, что у исполнителя, компании "Возрождение", нет документов на строительство и проекта планировки территорий (ППТ). Кстати, диспозиция для Петербурга заурядная.
Так, согласно открытым данным, контракт на выполнение работ по объекту "Строительство проезда по Южному берегу Обводного канала" был заключён в июле 2016 года, а разрешение получено в марте 2018. Контракт на "Строительство набережной Макарова с мостом через реку Смоленку" заключён в сентябре 2015, а разрешение на строительство получено через два года. Из последнего, строительство участка Южной Магистрали от Волхонского шоссе до Соколиной улицы — контракт в декабре прошлого года, разрешение в марте нынешнего. То же самое касается ППТ. Если по такой аналогии, то достанется всем.
В Смольном разводят руками, ссылаясь на пандемию и необходимость экономить - надо же с чего-то (или кого-то) начинать. Пикантность же в том, что госконтракт уже заключён. В случае одностороннего разрыва позиции чиновников в суде будут слабее чем у строителей. По мнению игроков рынка, метод удушения через секвестр финансирования значительно эффективнее — компании, не выполняющие обязательства, вынуждены будут уходить сами, да ещё со штрафами.
Некоторые из чрезмерно пугливых бизнесменов видят в истории с развязкой на Дунайском начало перераспределения на рынке новой командой вице-губернатора Максима Соколова и его протеже, председателя КРТИ Андрея Левакина, а также недавно назначенного председателя комитета по транспорту Кирилла Полякова. У других пессимизм более глобальный - представляются перспективы сворачивания программы создания новой дорожной инфраструктуры мегаполиса.
Вспомним: во взаимоотношениях владельца "Возрождения" Игоря Букато и новой команды Соколова есть определённый шлейф из прошлого. Не секрет, что у Букато был конфликт в период скандалов на строительстве кольцевой. Тогда на генподряд привлекались компании, вроде нашумевшей "Флоры". Стройкой руководили федеральные структуры, а региональные дорожники открыто недоумевали, почему они на субподряде, а над ними, в прямом смысле, пустышки. Как говорят, тогда же у министра транспорта Игоря Левитина и возникло недружелюбие в сторону Букато. Место Левитина занял Соколов. Перенял он отношение предшественника или нет, остаётся вопросом. К слову, председатель КРТИ Андрей Левакин годом ранее ещё возглавлял ФКУ "Ространсмодернизация", подконтрольное Минтрансу.
Возвращаясь к процедуре, поправки в бюджет перед вторым чтением будут рассмотрены бюджетно-финансовым комитетом ЗакСа Петербурга. Среди членов комитета зампредседателя - бывший глава контрольно-счетной палаты Ленинградской области Андрей Васильев, ныне депутат от Кировского района города и член постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам. По его словам, заморозка строительства развязки нерациональна, поскольку объект не может рассматриваться отдельно от развязки Дунайского и Пулковского шоссе и транспортных потоков на юге города в целом.
- Известно же, что строительство дорожной инфраструктуры должно опережать строительство жилья на десять лет, а у нас отставание на двадцать. Что касается ссылок на коронавирус, то для кого пандемия — война, а для кого мать родна. Под эпидемию режутся проекты, необходимые городу. Я не думаю, что нынешнее руководство транспортного блока видит себя на нынешних местах в 2023 году. Ведут себя, как баскаки во время ига - налетели, все соки выжали и ускакали. Причём, предшественники были не лучше - уничтожены "Пилон" и "Мостоотряд", на боку Метрострой, - неожиданно эмоционально прокомментировал депутат.
- Если по аналогии с ЗакСом Ленобласти, то ваши метафоры на процесс не сильно влияют? - сыронизировал 47news.
- Не знаю, как сейчас в Ленобласти, но на заседании мы будем спрашивать, чем мотивировано срезание столь значительных объёмов с дорожной инфраструктуры. При этом, есть понимание, что в казне средства есть.
По словам владельца "Возрождения" Игоря Букато, у компании есть всё для немедленного начала работы на объекте, но для этого необходимо соблюдение заказчиком условий заключенного госконтракта и графика финансирования.
- Мы единственные, кто заявился на этот обьект. Сегодня же ситуация несколько несбалансированная - госконтракт есть, а денег у заказчика нет, - коротко ответил Букато.
Председатель КРТИ Андрей Левакин предельно дипломатично прокомментировал ситуацию со строительством развязки на Московском шоссе.
- Реализация данного проекта необходима для города, именно поэтому при проведении секвестрования мы сохранили строчку в адресной инвестиционной программе комитета. На текущий момент с подрядчиком по объекту уже ведутся подготовительные работы. Вместе с тем отметим, что сейчас город проводит корректировку бюджета и окончательное решение по производственной программе текущего года будет принято комитетом после принятия закона о бюджете.
Отметим, что Левакин, скорее всего, оговорился, употребив "после принятия закона о бюджете". После этой контрольной точки изменение параметров финансирования практически невозможно. Возможно, он имел ввиду осеннюю корректировку бюджета, но пройдёт она в октябре.
В контексте: в 2021 году Петербург получит межбюджетный трансфер от федерального центра в размере 3,7 млрд рублей. Еще через год - 3,4 млрд. Деньги должны быть направлены на "осуществление крупных особо важных для социально-экономического развития Российской Федерации проектов". Речь об объектах, что были одобрены в прошлом сентябре на совещании в Смольном под руководством зампредседателя правительства России Максима Акимова. В ней пять объектов, в том числе развязка на пересечении с Дунайским проспектом.
Виктор Смирнов,
47news