Лучший кондитер России, пенсионер из Европы и две школьницы-украинки не могут вернуться в Таллин из атомграда. Они новая семья, но на карточке минус 21 евро.

В восьмом часу вечера 27 апреля потенциальные покупатели придут смотреть квартиру в жилом комплексе "Заречье" в Сосновом Бору. Дверь им, скорее всего, откроет 51-летняя обладательница российского паспорта  Наталья Мортьер, рядом на кресле-каталке будет её 66-летний муж бельгиец Руди, а подле две дочки-близняшки 14 лет. Они, в свою очередь, украинки. Квартира съёмная, а семье срочно надо домой, в закрытую Европу - в Таллин. Иначе через три дня - на улицу  и без денег.

Когда Наталья ещё была Гулеватенко, то о её кондитерских победах телевидение Соснового Бора снимало репортажи. Три года назад она стала чемпионом России по кулинарному искусству. Ей не нашлось равных в марципане и сахаре. Непосредственно в город атомщиков перебралась с Украины в 2014 году, выйдя замуж за сотрудника ЛАЭС. Начала готовить торты в кафе "Лакомка" и получила паспорт с двуглавым орлом. А в своё время шесть лет проработала в киевской президентской кухне.

С мужем она разведётся в 2018-м. По её словам, о том, что всё кончено и у него появилась другая, муж заявит на годовщину свадьбы. Но мужчина был готов какое-то время снимать жильё для своей бывшей и её несовершеннолетних близняшек. У Натальи есть ещё двое взрослых дочерей — одна на Украине, другая в Польше.

В марте прошлого года старшие на 50-летие как раз и подарили матери тихоокеанский круиз. Где-то на пути Дубай-Токио Наталья и знакомится с бельгийцем Руди Мортьером. Он в прошлом тоже повар. Вскоре от гражданина Евросоюза последовало предложение. Наталья ответила согласием.

Бельгиец был не против переехать в Россию. Уже был внесён залог на покупку жилья в Петербурге, но в последний момент иностранец отказался. Как сказал, крепким здоровьем похвастаться не мог, а отдавать себя с букетом болезней  в руки российских врачей ему было страшно.

- Он несколько раз приезжал в Россию специально, чтобы посмотреть нашу медицинскую инфраструктуру, посещал наши поликлиники. Стало понятно, что в случае чего довезти его из Соснового Бора в Петербург не получится. Ему нужны такие таблетки, что так просто не достать. В итоге, он меня попросил не "убивать" его. Ему, привыкшему к Европе, сложно принять Россию, - рассказала 47news Наталья. Еще сложнее, наверное, понять.

В итоге приняли альтернативное решение — жить в Эстонии. Это тоже Евросоюз, но там есть русские школы и целые районы. А это уместно для двух одинаковых с лица старшеклассниц. В итоге в ноябре прошлого года Руди продаёт своё жильё в Бельгии, а в декабре он уже обладатель большой квартиры в эстонской столице. Там он получает местную ID-карту — временный вид на жительство. 1 февраля таллинский загс регистрирует брак. Ещё через два дня начинается свадебное путешествие по южной Европе, а ещё через десять Руди Мортьер перестанет ходить.

photo_2020-04-27_19-19-37.jpg

13 февраля таксист-пакистанец был нерасторопным на одном из бульваров Пласа-де-Каталунья в Барселоне. Одной рукой он рулил баранку, а второй набирал смс. Увидев летящее такси, Руди толкнул супругу вперёд. В результате машина влетела только в него одного. Камеры смартфонов запомнили его лежащем на асфальте.

Далее госпиталь Сант Жоан и первая операция на ноге. Затем переезд в Таллин и ещё две в эстонской больнице. Собирать ногу из шести осколков завершили в последний день високосной зимы. Врачи в районе лодыжки закрепили металлическую пластину и запретили наступать на ногу два месяца. Ни о каких костылях речи не идёт, только каталка.

Но Наталье надо в российском и заграничном паспортах менять фамилию с Гулеватенко на Мортьер. Можно, конечно, сделать через посольство в Таллине, но это ждать три недели, а можно за десять дней, но в Сосновом Бору. Наталья с травмированным мужем на коляске и дочерьми возвращается в атомград. Сначала на электричке до Нарвы, потом, вечером 10 апреля, толкает травмированного Руди через пешеходный пункт пропуска на мосту "Дружба", затем ночное такси до Соснового Бора, где договорилась снять квартиру. Вместе с квартплатой месяц жилья в "Заречье" должен был обойтись в 40 тысяч рублей. Собственно швы с ноги иностранца снимали уже в частной клинике в Ленобласти.

Справить документы в запланированные десять дней у Натальи не получилось. В российском-то ей новую фамилию написали в нужной транскрипции Мортьер, а вот при оформлении загранника дали ошибку. Вместо мягкого Mortier вписали немецкое лающее Morter. А значит, надо переоформлять. Но 28 марта премьер Мишустин подписывает распоряжение об ограничениях на пунктах пропуска, за которым последовало закрытие Россией границ из-за коронавируса. Сегодня уже понятно, что 30 апреля они не откроются.

Звонки в российские и эстонские консульства и прочие МИДы, привели к формуле. Наталья Мортьер является россиянкой, а поэтому никак не может покинуть Россию. К тому же у неё загранпаспорт с ошибкой, да и вообще силы брошены на возвращение российских туристов домой. Школьницы дочери-близняшки, в свою очередь, являются украинками и не имеют российских документов. Кого и могут пропустить через российско-эстонскую границу, так это гражданина Евросоюза Руди Мортьера, но он физически не способен на кресле-каталке преодолеть границу, а после в одиночестве добраться до Таллина, где больной пожилой человек не сможет себя обслуживать.

- Мы в "Ленту" за продуктами приезжали, эксперимент пытались провести, сможет ли он самостоятельно передвигаться. Через пять минут он голову опустил. Сил не осталось. Как он этот пешеходный переход преодолеет. Нашего таксиста эстонцы не пропустят, как и мы эстонского. Да даже если он этот мост сам преодолеет, то в Эстонии он один не справится, - рассказала 47news Наталья.

Она пыталась лично узнать ситуацию на границе. Но в Ивангогород её даже не пустили, так как загранпаспорт у неё с ошибкой. Но патруль на въезде сообщил, что теперь она в списке лиц с ориентировками желающих сбежать из России.

Ситуацию усугубляет полное безденежье и перспектива через три дня остаться без крыши над головой.

Сегодня бельгийский пенсионер Руди проверил баланс на своей банковской карточке. По каким-то непонятным расчётам ЕС он показал ему отрицательный баланс в 21 евро. Ещё 40 тысяч рублей на месяц аренды квартиры в Сосновом Бору взять негде. Взрослые дочки за рубежом, и у них тоже непросто с деньгами. У бывшего мужа — своя новая семья. Хозяйка квартиры в "Заречье" стоит на своём: если не будет вперёд платы за май, то до 30 апреля жилище надо освободить. Она твёрдо решила его продать и запустила процесс просмотра квартиры потенциальными покупателям.

Сегодня Наталья уповает исключительно на экстренное и особое решение-разрешение покинуть страну с больным мужем-иностранцем и детьми- нероссиянами. Пограничники в Ивангороде ей рассказали, что-то такое у них было. Тогда эстонка приехала в Петербург в командировку, попала в больницу с аппендицитом, границы закрылись, а в ЕС у неё остались двое детей. Но в высокой инстанции ей тогда выписали разрешение пройти границу.

Александр Калинин,
47news