Таможенное оформление товаров, перемещаемых через границу, будет проходить быстрее, проще и с меньшими формальностями. На это, в частности, ориентирует «Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров», разработанная Федеральной таможенной службой, и уже взятая на вооружение в регионах.


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе СЗТУ, через три года (в течение этого срока предполагается воплотить Концепцию в жизнь) так называемый пост-аудит (таможенный контроль после выпуска) никуда не исчезнет. А станет работать по европейской модели. Акцент с контроля на границе (при таможенном оформлении) смещается на дальнейшие этапы обращения товара на рынке. По аналогичной схеме работают налоговые органы: сначала - налоги, затем - проверки. В случае с таможней, механизм следующий: сначала – представление таможенных деклараций и уплата таможенных платежей, выпуск товара на рынок (прежде всего, внутренний), а затем уже основной таможенный контроль. То есть проверять сам товар будут, как и прежде, на границе, а вот глубокая проверка документов начнется уже потом, внутри страны.


Отсюда и изменение сроков: если в настоящее время Таможенный кодекс позволяет держать товар на границе не более 3 дней, в Концепции речь идет о считанных часах (поможет внедрение компьютерных программ учета и анализа деятельности участников ВЭД, такие уже используются за границей). Что же касается срока, в течение которого возможны таможенные проверки, он, напротив, увеличивается – с года до 3 лет.


Перечень лиц, у которых может проводиться завершающая форма таможенного контроля – таможенная ревизия, расширяется. Теперь это не только оптовики, но и розничные торговцы. Проверять последних сегодня затруднительно. В частности, Законом не установлено, что тот человек, который продает товар покупателям, несет ответственность за таможенную очистку. К примеру, если продавец итальянских футболок на рынке не имеет документов, подтверждающих происхождение товара в виде грузовых таможенных деклараций, сегодня он остается безнаказанным. В результате реализации Концепции такой товар будет считаться незаконно ввезенным, а его владельцу придется заплатить соответствующие таможенные пошлины и штрафы.


Для того чтобы проверки проходили более эффективно, другое предложение Концепции – «усилить системное взаимодействие таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами России, а также иностранных государств». Это позволит искоренить случаи, когда в таможню участники ВЭД предоставляют одну информацию, а для налоговой, чтобы уменьшить платежи, цифры занижаются. А также пагубную практику заявления недостоверных сведений при ввозе транспортных средств на территорию России. Ведь занижая стоимость автомобилей, лица уклоняются как от уплаты таможенных платежей, так и внутренних налогов.


Реализация разработанной ФТС России Концепции позволит создать благоприятные условия для увеличения товаропотоков через таможенную границу, сократить время таможенного оформления без потери качества таможенного контроля, повысить собираемость таможенных платежей, более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями и правонарушениями в области таможенного дела. Но этот положительный эффект невозможен без внесения соответствующих поправок в российское законодательство. Ведь Концепция – это пока лишь рекомендация к действию.