Шесть человек осуждены за то же, что вменяют Валерию Израйлиту. Как не устоит обвинение, так непонятно станет, что делать с силовиками. А ньюсмейкер уже гуляет по 186 км2.  

В Смольнинском суде Петербурга 10 марта пройдёт очередное заседание по делу бизнесмена Валерия Израйлита. Впервые за полгода он появится в зале без наручников. 3 марта, после 3 лет нахождения в изоляторе ФСБ, коммерсант был отпущен судьёй Морозовой под домашний арест. Общаться ему можно только с близкими родственниками и адвокатами. Учитывая, что помимо супруги и внука у него семь братьев, а адвокатов три – не соскучишься. Разрешены и трёхчасовые прогулки в пределах муниципального образования, а значит, моцион легален на 186 квадратных километрах Юкковского поселения, где дом обвиняемого в деревне Медное озеро.

Из уголовных дела Израйлита два про мошенничество. Первое - при поставке труб на строительство нефтебазы “Транснефти” в Усть-Луге. Второе - о завышении цен на материально-технические ресурсы (МТР). По мнению защиты, 11 февраля по ним вышел срок давности. Адвокаты ходатайствовали о прекращении дела, суд отказал. Мотивировал просто: у обвинения иное мнение на срок окончания преступления, а исследовать нужно все аргументы сторон. Во-вторых, как только основания для прекращения будут, то они найдут отражение в приговоре. Здесь, кстати, для Израйлита определённый плюс: сроки давности - не реабилитирующее основание, а в случае оправдания он станет чистым. 

Всё же, по регламенту, суд уточнил у Израйлита его позицию. По делу о завышении цен на МТР коммерсант согласился с потенциальным прекращением по срокам. Но в случае с поставкой некачественных труб - категорически отказался и настаивает на невиновности. То есть показал себя недоговороспособным для прокуратуры и следствия ФСБ. Тем временем, экспертизы показали, что из 300 вменяемых бизнесмену труб нехорошими признаны 11. В этом упорстве и заложена процессуальная мина. 

Дело в том, что ранее были возбуждены уголовные дела по тем же поставкам тех же труб, но в отношении шести других человек. Более того, обвиняемые полностью либо частично признали вину и уже отбыли наказания. Все приговоры выносил Дзержинский районный суд Петербурга:

- весной 2016 года к полутора годам приговорена экс-советник председателя совета директоров "Компания "Усть-Луга" Наталья Белякова;

- гендиректор компании Владимир Алфимов получил два года лишения свободы;

- в феврале 2015-го на два с половиной года осуждён Павел Закревский - сотрудник компании-поставщика труб “Промышленные технологии”;

- менеджер той же компании Михаил Владимиров и директор Василий Нестеренко в июле 2016-го получили 4,5 и 5 лет лишения свободы соответственно;

- единственный, кто не попал в колонию - представитель “Промышленных технологий” Олег Бугров. В апреле 2017-го суд отмерил ему 5 лет условно, но год он в изоляторе пробыл.

При условии, что вменяемый Израйлиту состав с трубами не устоит в суде, каждый из осуждённых будет иметь право на возобновление следствия “по вновь открывшимся обстоятельствам”. В случае же, когда им удастся доказать свою невиновность - они станут реабилитантами. Причём отбывшими сроки. И маятник качнется в обратную сторону. К судьям, выносившим приговоры, прокурорам, утверждавшим обвинительные заключения, и следователям.  

Что касается мотивов судьи Морозовой отпустить Израйлита под домашний арест, то, как журналисту предсказал собеседник в прокуратуре, судья всегда примерно понимает, к какому финалу идёт процесс.

- Предположим, речь будет идти о четырёх годах, то зачем держать человека, кто три года провёл в изоляции? Ограничится отбытым, и все разойдутся счастливыми. Если дело потрескивает, а судья чувствует, что на горизонте оправдательный приговор, то домашний арест публично показывает ее гуманизм. За судом-то Израйлит всего полгода, - перебрал он варианты. 

В целом по ситуации: конечно, обвинение бросит максимальный ресурс, чтобы устояла история с трубами. 

 

Виктор Смирнов,
47news


Контекст:

Израйлит находился под арестом с декабря 2016 года. Дело в отношении него вело следствие регионального Управления ФСБ. Коммерсанту вменили хищения при строительстве порта Усть-Луга. Общий ущерб следствие оценило в 202 млн руб. Дополнительно "Транснефть" подала гражданский иск об ущербе в 3,4 млрд руб. После почти трёх лет расследования дело Израйлита начали слушать в суде Петербурга.

Во время следствия, по данным 47news, предпринимались попытки вызвать на допрос свидетелем по делу Израйлита, в том числе, и председателя правления "Транснефти" Николая Токарева, но успехом они не увенчались. Не секрет, кстати, что он пребывает в звании генерал-майора ФСБ. Еще одна вмененная Израйлиту статья связана с валютными транзакциями на 191 млн рублей. Также в окончательной редакции обвинения Израйлиту инкриминируется часть четвёртая статьи 174.1 УК РФ "Легализация денежных средств в особо крупном размере".

Что касается нашумевшей истории со спецдекларацией, то президиум Верховного суда в октябре разъяснил, что декларации, поданные по закону об амнистии капиталов, не могут использоваться как доказательства в уголовных делах, а доступ к ним силовикам должен быть закрыт. На ситуацию с амнистией капиталов обращали внимание и в Кремле. Владимир Путин поручил правительству внимательнее следить за исполнением запрета Верховного суда, поскольку, по словам президента, "факты [использования таких деклараций против коммерсантов] имели место". Ранее сообщалось, что Израйлит добивается возбуждения уголовного дела против следователей ФСБ из-за разглашения сведений его декларации об амнистии капиталов. Заявление направлено в военно-следственный отдел СК России по Санкт-Петербургскому гарнизону.