Не готовы к раздельному сбору отходов ни Петербург, ни Ленобласть. 47news посмотрел на модель этого рынка и заметил движение на 1%.

До 1 июня в России должна быть разработана “дорожная карта” раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов. Поручение дал Владимир Путин в январском послании Федеральному собранию. Ответственные - премьер Михаил Мишустин и губернаторы. "Вводить раздельный сбор нужно, сделать это надо достаточно быстро, это самый эффективный способ сортировки отходов”, - отметил глава "Российского экологического оператора" Илья Гудков в интервью РБК от 25 февраля.

Тем временем, в терсхемах по обращению с отходами Петербурга и Ленобласти о раздельном сборе ни звука. Разве что в 47-м регионе пару лет назад Управление по обращению с отходами подписало соглашение с региональным оператором о внедрении этого метода. Конкретика должна быть закреплена допсоглашением, но его нет. С учётом болей регоператора и анонсированного снижения платы за мусор, раздельный сбор вряд ли приоритет. 

В Петербурге ситуация иная. Инертность госчиновников и судебные тяжбы препятствуют появлению регоператора, но активность проявляет бизнес. Как рассказали 47news в комитете по благоустройству города, в Петербурге установлено около 3 тысяч контейнеров для раздельного сбора. На рынке дюжина компаний. Преимущественно, они занимаются двумя фракциями: пластиком и картоном. Сбор стекла и металла внедрён слабо. 

Самым крупным игроком называют перевозчика отходов “ПКФ “Петро-Васт”. У компании 650 контейнеров в Петроградском, Курортном и Колпинском районах. Установлены бачки под ПЭТ-бутылки, макулатуру, стекло, а также под остальной мусор. На втором месте с 360 контейнерами компания “Чистый город”, но она собирает только пластик, а работает в Невском, Красногвардейском районах и Кудрово. У остальных менее, чем по 200 контейнеров.

recycle2.jpg Инфографика: 47news

По словам участников рынка, на сегодняшний день экономика раздельного сбора позволяет работать в ноль, но не более. Единственный способ нарастить маржинальность - увеличивать количество контейнеров. На экономику процесса давят несколько факторов.

Во-первых, увеличиваются транспортные расходы: на каждый контейнер нужна отдельная машина - получается дороже, чем возить скопом. Стоит добавить и лизинговые платежи за технику. Во-вторых, покупка контейнеров. Один стоит около 15 тысяч, а отбивается примерно за полгода. В-третьих, если у компании есть сортировочная площадка, необходимо закладывать расходы на зарплату сотрудникам.

Из плюсов - перевозчику не нужно платить деньги полигону, а за собранные фракции он получает деньги от переработчиков. Таких в Петербурге наберётся штук десять. Что касается цен, то за килограмм ПЭТ-бутылки дают 20 рублей. За макулатуру - примерно 5 рублей, за стекло - 2,5 рубля. Если же в социальном разрезе, то переработка очевидным образом снижает нагрузку на полигоны. О скором исчерпании мощностей  в Ленобласти говорилось не раз, да и не два.

Экономические модели, практикуемые в Петербурге, можно разделить на два направления. Перевозчики, внедряющие свои контейнеры и сортировку,  и полигоны, сортирующие принятое. Но если в первом случае глубина сортировки доходит до 90%, то во втором не превышает 15%. Здесь просто: не отсортированный на этапе выкидывания мусор перемешивается - например, картон намокает - и отделить его становится невозможно. Есть ещё и перекупщики отсортированных отходов, но это данность для любого рынка. Кстати, есть на нём и те перевозчики, которые пропагандируют раздельный сбор, но везут всё на полигон. Для таких компаний, скорее, важен пафос и его монетизация через заключение контрактов с муниципалами.  

Особняком стоят активисты, пропагандирующие раздельный сбор. Например, "ВКонтакте" есть группа “Зелёный Сбор Академическая”. Раз в месяц или чаще она приглашает граждан сдавать вторсырьё в оговоренных точках. Так, 16 февраля было собрано восемь машин, сообщают организаторы. Здесь надо понимать, что отходы активисты разделяют и складывают в квартире или на балконах. Есть и карта “Гринпис”, где отмечены все точки приёма. 

photo_2020-02-25_20-25-16 (2).jpg

Возвращаясь к сортировке, как к желаемому всероссийскому вектору, стоит отметить, что чиновники на местах его скорее тихо бойкотируют. Так, в тарифе на вывоз заложено 35% на утилизационную составляющую, что подразумевает захоронение на полигонах. На обработку не заложено ни процента. 

В комитете по благоустройству Петербурга сегодня обсуждают идею централизованной покупки контейнеров. Речь даже заходит о цифре в пару десятков тысяч. Другое дело, что нет инфраструктуры под столь революционный ход. “Но есть перспектива освоить значительные средства на госзаказе”, - сыронизировал один из чиновников.  

Есть в этой истории и лобби, как говорят, негласно противодействующее идее раздельного сбора. Причём, на федеральном уровне. Не секрет, что госкорпорация “Ростех” Сергея Чемезова активно продвигает идею строительства мусороперерабатывающих заводов. Есть мнение, что у Ростеха есть и поддержка в полпредстве президента по Северо-Западному округу. А секрет в деталях: при раздельном сборе мусора из него изымаются почти все горящие фракции. Оставшиеся коммунальные отходы просто не будут должным образом гореть.

По словам гендиректора компании “Петро-Васт” Анны Саламатовой, в целом, запрос у жителей на раздельный сбор вполне ощутим.

- В тех районах, где мы работаем, зачастую граждане несут мусор не к себе во двор, а в соседний, где есть наши контейнеры, - отметила собеседница.

Гендиректор “Чистого города” Глеб Шашлюков в разговоре с 47news рассказал, что отрасли не хватает финансирования.

- Всё пока за свой счёт. И контейнеры, и вывоз. Мы были бы совсем не против помощи государства или города, или инвестора, - практически зовёт он. 

Патриарх мусорного рынка, владелец “Автопарк №1 “Спецтранс” Анатолий Язев считает раздельный сбор пока не актуальным. Недавно он приобрёл законсервированную площадку с оборудованием для сортировки мусора.

- Всё могут сделать роботы. Выделяют до 13 позиций - ни один человек столько не рассортирует. И потом, сейчас просто некуда везти, - отметил Язев, но добавил, что, когда будет инфраструктура, участие жителей даст синергетический эффект.  

Пока же не звучало публично: по словам собеседников 47news в "Российском экологическом операторе", обсуждается предложение выделить деньги из казны на закупку бачков для раздельного сбора. Таким образом, регоператорам в субъектах, взявших на себя обязательства по внедрению раздельного сбора, не нужно будет тратить свои деньги - останется решить вопрос с транспортировкой. А регионам не будет нужды серьёзно повышать тариф, что неплохо для пресловутой социальной стабильности. Но это в теории. Сегодня раздельно собранный мусор составляет не более 1% от общего количества. Не секрет, что город генерирует 1,7 млн тонн в год.

Виктор Смирнов,
47news