Капитан сборной страны по водному поло играет в Киришах. После серебра на Европе подвижный нападающий Екатерина Прокофьева ответила 47news об Олимпиаде в Токио, империи стабильности и крови в бассейне.

- Мы возвращаемся в совсем недавнее прошлое, Чемпионат Европы, финал 25 января. Как я понимаю, главное не серебро, главное – путевка?

- Главное - золото. Мы прекрасно понимали, что это еще огромная-огромная возможность завоевать путевку. Потому не очень хотелось бы переживать еще раз то, что мы пережили в прошлой квалификации: в тот раз мы были в четвертьфинале, играли с гречанками. И там решалось: если мы вылетаем, то вообще не попадаем на олимпиаду. Счет также был равный, на последних секундах забили, сравняли по пенальти. Выцарапали эту игру. И, собственно, из-за этого и попали на олимпиаду. Возвращаясь к вашему вопросу: первое, основное было золото. Просто я знаю, что мы могли это сделать. Безусловно, серебро - это результат. Это хороший результат – мы почувствовали эти медали: мы 10 лет не были на пьедестале Чемпионата Европы. Но просто, когда ты знаешь, что ты можешь лучше…

- Все спортсмены знают, что второе – это самое обидное. Третье – ты уходишь, выиграв. Второе – ты уходишь, проиграв. В финале вы уступили на равных: 12-13. Это обиднее всего?

- Да. Я просто знаю, по какой причине это произошло. Сказать, что мы чем-то им уступали, – нет. Были некоторые вопросы. Но когда их нет? Это игра. Все мы люди. Но мне кажется, что мы очень много сил и эмоций отдали в полуфинале, достаточно много в этот день выплеснулось. И мы немного не успели вернуться обратно. А Испания готовилась непосредственно к Чемпионату Европы, они были спокойны, у них в кармане путевка, и они больше ни о чем не переживают. Это не оправдание. Я просто считаю, что это сыграло роль. А так они ничего такого не показали, чего мы не могли бы. Да, у них хороший состав, у них отличные игроки. Но и мы не хуже. Очень многое зависит, особенно в женском спорте, от того, что у тебя внутри, от эмоций. Побеждают люди, которые больше всего заряжены.

- "Выплеснулось" – удивительно точный глагол для водного поло. Второй главный старт года – это конец июля, Токио. С кем вы будете бороться за пьедестал?

- Здесь я не знаю, как вам ответить, потому что как это будет, будет решаться непосредственно на Олимпиаде. Но на данный момент самые сильные, а это не секрет, - американки. Они два раза подряд уже становились олимпийскими чемпионками. Помимо олимпиады, у них есть первые места на чемпионатах мира. Пока что у них никто не смог выиграть даже одной игры. Мы перед Чемпионатом Европы уезжали на два турнира в Канаду и Америку. Там мы очень-очень хорошо выступили, подступились к американкам ближе. И они уже начали нервничать – по ним это было видно. На олимпиаде ты можешь рассчитывать и думать, что вот эта команда проходимая, а она может тебе сделать какой-то сюрприз. А недосягаемую, казалось, команду можно вынести без проблем. Потому что это олимпиада, и многие люди, которые очень хорошо играют, просто этого боятся, перегорают. В моем случае это четвертая олимпиада, и я прекрасно понимаю, какие там ощущения.

- Мне очень понравились строчки из вашего предыдущего интервью: в Бразилии была очень скользкая вода, и жуки плавали. Мне интересно, что вас ждет в Японии в таком случае. Вы же там в первый раз?

- Не знаю. Мне кажется, рядом с нами будут плавать какие-нибудь роботы. Я знаю поверхностно, что там очень-очень все развито. Многие люди очень хвалят: там очень красиво, туда нужно и стоит поехать. Вот Бразилией нас пугали: фавелы, не выходите, на всякий случай, вас могут обворовать, убить, можете подцепить какую-то малярию. Мы: "Что за бред?" - А сами: "Пожалуй, останемся в деревне".

- Я посмотрел на турнирную таблицу Чемпионата России – я давно не видел в разных видах спорта такой плотности. Вы, "Спартак", "Уралочка" – 8 очков. Это показатель чего?

- Наверное, конкуренции. Я не считаю, что это очень много команд и клубов. Было бы желательно для нашей большой страны, чтобы их было больше. Сказывается, что это олимпийский год, и весь календарь сверстан с учетом этапов подготовки сборной.

- Вы не устаете от одних и тех же лиц в клубе и в сборной?

- Бывает, конечно, хочется немного абстрагироваться от всего. Но это абсолютно нормально, я считаю. Мне, например, в Новый год повезло: у нас было пять дней, чтобы отдохнуть, – получилось очень даже хорошо. Я закрыла двери, сидела дома и ничего не делала. Я уже, наверное, года два так не сидела и ничем не занималась. В этот раз я просто обалдела от этого ничегонеделания, я поняла, что это не мое, но это все-таки было необходимо.

- "Ирония судьбы" по телевизору?

- Конечно.

- Я еще задумался о том, что, пожалуй, нет вида спорта, где настолько отсутствует конкуренция. "КИНЕФ-Сургутнефтегаз" сколько лет подряд чемпион страны?

- Семнадцать.

- Вы уже стали самой титулованной командой страны?

- По-моему, да.

- Получается, мужской гандбол и женское водное поло – это два вида спорта в России, где такая путинская стабильность, последние четыре пятилетки без перемен.

- Вы знаете, для этой стабильности очень много сделано и давно было сделано. Сделаны спортивные школы, вся учеба построена так, чтобы было удобно и учиться, и заниматься. Все же идет с детских школ. У нас нет интерната в Киришах. Есть школа. Выстроенная система подготовки. Настоящая пирамида от детских спортивных классов, до нашей второй команды "Кинеф-2". Около 1500 ребят занимается. Поэтому практически каждый год в главной команде свой молодой воспитанник появляется.

- Только местные?

- Ну как, местные. Я, допустим, приехала 11 лет назад.

- Да-да, из Волгодонска.

- В большинстве случаев дети, подрастающее поколение – киришские. Это как империя. Все сначала с детских школ, их все ведут для того, чтобы подготовить к первой команде.

- Подготовить к команде, у которой одна задача – выиграть золотые медали.

- Иначе для чего это все, если нет у старших побед? На Чемпионате Европы мы заняли серебро, хотя должны были занимать золото. И к нам подходили и говорили: спасибо вам большое за то, что вы показываете результат в нашей стране по этому виду спорта. Вы тем самым популяризируете его. Если сборная страны не будет показывать результаты, кому нужны будут дети? Возвращаясь к нашему клубу: это все очень-очень хорошо построено. Есть места силы: Волгоград, Златоуст. В Москве гораздо сложнее. Но получается, что те команды, которые строят, и у которых есть дети, борются между собой.

- Вам недостаточно спортивной борьбы?

- Если бы у нас не было Кубка европейских чемпионов, это было бы очень грустно. Сейчас нас встречали в Москве дети, это было действительно приятно. Они подошли с нами фотографироваться: мол, мы смотрели, переживали, мы так же хотим, вырастем, будем чемпионами. Но мы разговаривали с тренером: они тренируются на двух дорожках.

- Не богато.

- И в Санкт-Петербурге такая же проблема. Что говорить о каких-то маленьких городах? В Киришах есть такая возможность, спасибо "КИНЕФу". Иначе бы Кириши тоже вообще никто не знал. Вообще, маленькие города – до свиданья.

- Ну у вас антропометрия такая. Либо в модели, либо в спорт. Родители спортсмены?

- Нет. У меня плавать папа не умел, мама боится, главное, чтобы дно чувствовалось. Я вообще не понимаю, откуда это все взялось! Я в бассейн случайно попала, и все, меня зацепило. Я плаванием занималась. Меня тренер по водному поло заметил. К слову, почему я говорю про маленькие города? В Волгодонске тоже ничего не изменилось за 35 лет. Я каждое лето езжу: 12,5 – ширина бассейна, 25 – длина.

- В Кириши поехали 10 лет назад, потому что главный клуб страны? Волгоград ближе.

- В Киришах очень хорошие игроки были. Я уехала в 18 лет и прекрасно понимала, что для того, чтобы мне вырасти как игроку, мне нужны лучшие рядом.

- Вы говорили про конкурентную среду в чемпионате страны, которой вам немножко не хватает. Я посмотрел на Клуб европейских чемпионов. Слушайте, со счетом 25-5 вы обыграли голландок. Это что? Они отравились в этот день? Команда не вышла?

- Я думаю, в других странах такая же проблема. Вот эта команда, я так понимаю, только в начале пути, и мы их вынесли.

- 8 февраля у вас первая игра против голландского "Утрехт".

- Задача выиграть. Мы знаем, что там будут играть 100% три игрока со сборной Голландии. Это топовые игроки. Не будет легко. Нам нужно попасть в "Финал четырех" Кубка европейских чемпионов. У нас сейчас основная задача – и она всегда у нашего клуба – выиграть.

- Сколько "КИНЕФ-Сургутнефтегаз " выигрывала?

- Два раза. В прошлом году не удалось.

- У меня есть вопросы из повестки "разное". Я изучал водное поло вчера вечером: у вас фантастическое, конечно, амплуа – подвижный нападающий. Хочется сразу спросить: а есть неподвижный?

- Это как во всех видах спорта. Есть полузащитники. А основная задача подвижного нападающего – уплыть в контратаку, создать какие-то моменты, все перекрыть, носиться без перерыва.

- Как капитанская повязка выглядит в водном поло? У вас же не может быть повязки.

- Конечно, нет. Изначально, когда мы на построении, я стою впереди. Мы с капитаном пожимаем руки, идем первые.

- Я представляю, какую музыку слушают мальчишки-футболисты в раздевалке перед выходом. А что слушают ватерполистки?

- По-разному. По настроению, кто что захочет включить, вплоть до каких-нибудь песен из кинофильмов. Сейчас такое было настроение, мы включали песни мушкетеров.

- Подождите, там есть "Пуркуа па", а есть "Пора-порадуемся".

- Про "Порадуемся". Мы спели и вышли играть. Мы можем послушать Басту, "Касту", все что угодно. "Каста" из Ростова тем более.

- Отдельный вид спорта ватерпольных мемасиков – как люди бьют друг друга ногами под водой. Я подозреваю, что вас вряд ли можно этим удивить, потому что вы 18 лет в этом виде спорта функционируете.

- Честно, я не люблю драться. Но если складываются обстоятельства, да, у меня есть приемы. Не знаю, как объяснить. Это вообще никакой не щипок, если честно. Но у меня бывают моменты, когда я просто беру человека за горло и давлю его, чтобы он стоял на месте, никуда не уходил. Бывают моменты, когда просто бьют в ребра. Моя задача – один в один обыграть соперника. И бывает, он попадает случайно коленом в ребро. Кстати, бывают люди, которые оставляют повязочки от шапки, а я прячу, потому что тебя могут схватить за них, вниз опустить.

- Вы с капами плаваете?

- Кто-то с капами, кто-то нет. Тяжело дышать. Я еще более-менее чисто играю. Я могу случайно ударить. Допустим, на этом чемпионате я случайно поворачивалась и с локтя девочке в лицо ударила, резко. Пам – и почувствовала ее зубы, у меня до сих пор болит локоть.

- А вот вы попали сопернице в зубы…

- Я извинилась.

- В вашей ангелоподобности я не сомневаюсь. Но кровь же. С открытым кровотечением можно в водном поло?

- Нет. Но если ты разбиваешь губу, плевать.

- А если нос? Судья принимает решение?

- Да. Если ты показываешь, что у тебя, допустим, идет кровь, он подходит, спрашивает: ну как ты? Если жесткое кровотечение, рассечение, тебя меняют, зашивают. У меня такого не было.

- У вас кожа все время в воде. Сколько у вас тюбиков крема на полке?

- Сушит, это факт. Из-за того, что мы в разных бассейнах выступаем, в разном климате - бывают высыпания, бывает, что жестко сушит.

- У вас из поймы свитера торчат вензели татуировок. Насколько это принято в водном поло?

- Это нормально. Нет никакого запрета: вот в синхронном плавании, говорят, нужно прятать. Я к каждой своей татуировке отношусь с уважением. Это все было всегда осознанно, связано с каким-то периодом моей жизни и каким-то определенным смыслом. Это для меня важно.

Фото: из личного архива Екатерины Прокофьевой

- У вас была встреча с Путиным четыре года назад. Есть определенные шансы, что у вас будет снова встреча с Владимиром Владимировичем в августе. Готовите ли вы барабан желаний?

- Ну да, мы бы хотели спросить у него кое о чем и попросить. К сожалению, нужно просить. Даже в какие-то моменты покричать.

- Вы сейчас готовы об этом говорить или хотите отложить это на август?

- Я не думаю, что что-то изменится и какая-то проблема решится до августа. Говорить о чем? О том, что нужна помощь в водном поло в стране? О том, что закрываются бассейны? Это все ради детей и, понятное дело, для нашего результата. Дети растут, они смотрят, хотят заниматься. Им некуда идти.

- Двумя дорожками вы меня, конечно, поразили. В Москве – это сильно.

- А это не только там. Это не одна команда, и не только в Москве. Многие тренируются там, где вынуждены. Бассейнов просто нет, все закрывается.

- Я понимаю, что вы функционируете в режиме подвига.

- Вопреки.

f057a525-4698-4052-80c5-ed31bd4378e6.jpg из личного архива Екатерины Прокофьевой

Беседовал Федор Погорелов,
47news