Значительно упростить систему документооборота в сфере строительства - с таким предложением обратился к депутатам областного ЗакСа и правительству Ленобласти Выборгский совет директоров производственной сферы. По мнению членов Совета, существующий ныне порядок оформления документов способен настолько затормозить реализацию любого проекта, что инвесторам становится просто-напросто невыгодно вкладывать деньги в областные проекты.
На сегодняшний день этапы прохождения документации - как «болото», в котором можно увязнуть на несколько лет. Система получения разрешений на проектирование и строительство - длительный и далеко не простой процесс. В регионе существуют «Временные правила разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Ленобласти». Эти правила, хоть и временные, а действуют уже больше десятилетия – их выпустили еще в 1996 году, когда инвесторы не так часто появлялись на еще «неизведанной» ленинградской, земле. Сейчас едва ли не в каждый район Ленобласти пришел крупный инвестор, а где-то и не один. Однако и эти инвестиционные средства, которые способны буквально вернуть к жизни целый ряд дотационных районов области, могут уплыть из региона - и он вновь станет неинтересен.
С 1996 года «Временные правила…» корректировалось лишь несколько раз, и последний - в прошлом году, когда вступил в силу новый градостроительный кодекс РФ. Но корректировка лишь упростила некоторые этапы, а сама схема прохождения инвестором множества инстанций по сути не изменилась.
Сегодня для того, чтобы начать строительство необходимо пройти около 20 инстанций, причем в некоторые придется обратиться не раз и не два. Первым делом составляется декларация о намерениях, она одобряется на местном уровне, проводятся общественные слушания. На районном уровне создается и градостроительный паспорт, для которого нужно собрать кипу дополнительных материалов. Далее строители промышленных объектов отправляют его в областной Комитет по архитектуре, оттуда документ идет на согласование в Комитет по экономике и инвестициям. После этого Комитет по экономике рассматривает декларацию о намерениях, ее подписывает или вице-губернатор сам, или на основании решения межведомственной комиссии (которая, кстати, собирается крайне редко).
На совете директоров был приведен такой пример: полгода потребовалось ООО “Хелкама Форсте Виипури”, чтобы оформить проект градостроительного паспорта, без которого невозможно даже начать проектирование. Чтобы этот паспорт утвердить, требуется «добро» областного Комитета по архитектуре, а он, в свою очередь, требует согласования с областным Комитетом по экономике и инвестициям. Комитет же экономики все это дело направляет на МВК, куда надо выходить с декларацией о намерениях. Как пишут «Выборгские ведомости», руководство предприятия, третий месяц кряду общаясь с Комитетом по экономике, не добилось даже назначения даты заседания МВК, но убедилось в том, что установленные сроки прохождения документов абсолютно никто не контролирует.
На этапе создания проекта на строителей сваливаются новые заботы - согласование техусловий с пожарными, водоканалом, СЭС, «архитектурой» и многое-многое другое. Готовый проект проходит экспертизу промышленной безопасности в Роспотребнадзоре, и, кроме того, в областном независимом центре экспертиз. И только когда все это пройдено, в Комитете по архитектуре на основании утвержденной рабочей документации инвестор получает разрешение на строительство.
Совет директоров крупных промышленных предприятий Выборга начал борьбу с этой схемой. На днях члены Совета во главе с председателем Валерием Ременюком обсудили все сложности системы и отправили в правительство и парламент области свои предложения. Основные из них сформулированы следующим образом: установить сроки рассмотрения документов и принимать самые строгие меры для чиновников за их задержку, передать выдачу разрешения на проектирование на муниципальный уровень, предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно оформлять градостроительные паспорта на все категории объектов промышленного строительства.
«Ни один инвестор не идет по старому алгоритму, поскольку оттягивать на годы реализацию своего проекта никто не согласен. Главная цель инвесторов - вложить средства и получить от них отдачу как можно скорее. Поэтому, как правило, они начинают строительство на этапе, когда декларация о намерениях находится на подписании в области, а земля в аренду или собственность уже передана», - рассказал корреспонденту «47News» Валерий Ременюк, - «Это рискованно, поскольку контролирующие органы могут строительство просто закрыть - ведь разрешения нет. Но понятно, что при подобной (типичной!) ситуации с чиновником, как правило, договариваются «по-хорошему». И в итоге часто бывает, что объект уже построен, а декларация о намерениях еще не подписана».
По словам Валерия Ременюка, многие инстанции не принимают документы с первого раза - например, ни один проект в Независимом центре экспертиз сразу не прошел, а это значит, что рассмотрение документов будет откладываться на месяцы и может продлиться годы.
Если сравнить российскую систему получения разрешения на строительство с европейской - хотя бы с финской - то у них все совершенно по-другому. Не нужно ездить в различные комитеты и постоянно узнавать — как там документы: прошли не прошли? В Финляндии существует система «единого окна», где к предприятию, которое задумало строительство, прикрепляется инспектор, который сопровождает инвестора во всей этой бумажной волоките. Инвесторам там не препятствуют, а наоборот помогают, проталкивают идею. Финны, кстати сказать, хоть и считают нашу область очень привлекательной для вложения средств, сотню раз подумают, прежде чем вступить на тернистый путь согласований, который предлагают чиновники Ленобласти.
Эта система плохо согласуется и с задачами, которые ставят перед регионами руководители страны. О каких инновациях может идти речь, когда только только на начальный этап строительства может уйти год? «Мы пока на районном и областном уровнях пытаемся прокричать об этих проблемах. Все инвесторы осознают убогость действующей системы получения разрешений - ведь ее унаследовали еще с советских времен. А причина того, что ничего в этой схеме не меняется уже много лет, я считаю, в инертности и личной заинтересованности чиновников», - заявил нашему корреспонденту Валерий Ременюк. Услышат ли его в правительственных коридорах – большой вопрос.
Людмила Петрова