Гостелеканал придушил песню с "протестом" - самым популярным словом России-2019. Там с этим пагубным явлением у нас покончено. Тогда - да здравствует подтекст.
Сегодня в РФ нет протестов. Тезис доходчиво доводят до своей аудитории госканалы, так же, как администратор гостиницы "Ленинград" Людмила Иванова, заявившая на телемосте женщинам Бостона: "В СССР – секса нет!" Теперь на "Россия-1" из песни "Люди на эскалаторах" группы "Куртки Кобейна" выкинули слово "протесты" в связке с "юношами в пуловерах". Рунет заметил дыру в композиции и пошёл плясать по цензуре. И правильно сделал.
Бунтовщики и центральное телевидение друг друга откровенно не любят и даже больше. Летние столичные протесты, обернувшиеся "московским делом", стали самыми громкими за последние годы, но не для первых кнопок. В их эфирах было место сюжету, как президент в батискафе погружается на дно Финского залива, но не про бузу внутри Садового кольца. Младосмутьяны отвечали тем же. Завидев журналиста с микрофоном госканала, улюлюкали.
Директор "Агентства журналистских расследований" Андрей Константинов видит в этом лишь глупость и притом большую.
- Нет ничего хуже лицемерия, глупости и ханжества, а у нас пытаются на каждую женскую грудь ватник накинуть, и чтобы курские соловьи пели. Если есть прыщ, то его надо лечить или разрезать, а не замазывать тональным кремом, пока его не нарвёт и скорую придётся вызывать. При этом подобные глупые вещи могут делаться с самыми добрыми намерениями, - заявил он 47news.
Он вспомнил, как под 9 Мая наткнулся на классику советского военного кинематографа - "Батальоны просят огня". Там молодой Игорь Скляр в роли старшего сержанта дерётся с "власовцем" и обзывает его "сукой". Его-то и заглушили.
- То есть даже в фильмах Советского Союза, где ничего было нельзя, они находят, что можно запикать, и думают, что тем самым делают людей лучше.
Для ТВ не впервой нас охранять от опасных слов, за которыми несогласие и активное возмущение. В октябре стендап-комик и блогер Данила Поперечный наушничал в твиттере, что из эфира "Вечернего Урганта" вырезали его шутку про отдел по борьбе с экстремизмом, который он назвал эшниками.
На недавней пресс-конференции Дмитрия Медведева YouTube-аудитория ополчилась на официальные рупоры. Журналисты так не задали премьеру острый вопрос по расследованию главного оппозиционера страны Алексея Навального. Эта фамилия проходит под знаком табу. Бывший тренер сборной России по футболу Леонид Слуцкий произнёс её во время комментирования матча чемпионата мира. После шутки повисло молчание, а больше футбол Слуцкий на "Первом канале" не комментировал. Зимой жители Петербурга и Москвы упражнялись в выведении фамилии "Навальный" на сугробах и засекали, как быстро их убирают. Это, кстати, протестный флешмоб как результат.
- В этом и заключается суть нашей страны, в которой явление есть, а слова — нет. Обычная практика. Хотя сама песня абсолютно нейтральная и никакая не протестная. Про протесты у нас говорил Владимир Путин на Совете по правам человека. Вот если бы по телевизору я увидел Андрея Макаревича с его новой песней про ветер, то подумал бы: "есть изменения", - ответил 47news известный историк Лев Лурье, тем самым напомнив опасную на язык Раневскую с её "слова нет, а жопа есть".
Кроме этого, головной болью для российского телевидения в последние годы стала организация прямых эфиров с вручения кинопремии "Оскар". То про поддержку геев ляпнут, то про вмешательство в американские выборы. К тому же в родном отечестве лидеры мнений на вручении разнообразных премий уже не следят за своим языком. Тут руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин, мультипликатор Юрий Норштейн, видеоблогер Юрий Дудь. Их речи на премиях порой неприятны власти.
Опять же онлайн-кинотеатр Premier удалил серию фанатстической "Эпидемии", где показаны беспорядки.
Политолог Дмитрий Солонников, ранее работавший в госструктурах, считает, что слово "протест" заглушили не по указке сверху. Скорее всего, это была инициатива на местах, а не чиновников.
- В итоге получилось, что внимание аудитории оказалось сфокусировано на этом слове, которое бы никто и не заметил без этого акцента. Создали ажиотаж. При этом я бы не говорил о цензуре, но факт, что информационный поток на телевидении модерируется. Одним темам уделяется меньше времени, другим наоборот, - говорит Солонников.
Его коллега, ректор ЛГУ имени Пушкина Станислав Еремеев, сообщил 47news, что ничего не знает про запиканные на "России-1" протесты. Он не стал обсуждать столицу, пояснив, что Россия — страна большая, в каждом регионе своя повестка, и было бы глупо отрицать недовольство отдельных субъектов мусором и экологией.
Здесь стоит понимать, что зачастую параллельно с подавлением протеста и инакомыслия разворачиваются процессы, называемые травля. За последние полгода в одном только Петербурге развернулось несколько кампаний против тех, кого принято причислять к оппозиционным голосам. После разгона первомайской демонстрации на Невском вышедших записали в провокаторы. Начали с Максима Резника, потом переключились на Бориса Вишневского.
Впрочем, можно предположить, что заглушка в песне — это такая попытка уйти от мейнстрима. По версии Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, слово "протест" стало самым популярным в 2019 году. Его и слово "пожар" чаще всего упоминали интернет-СМИ.
Так как травля и цензура – это все-таки термины, доставшиеся нам из красного прошлого, а в советском настоящем всегда надо было дать тему будущего, то автор попросил сформулировать грядущее журналиста Евгения Вышенкова.
- Тиски рождают жанр подтекста. Но через какое-то время цензура совершенствуется и вымарывает уже его. Ярче всего это заметно в советском кинематографе. Фильм Тарковского "Сталкер", где нет вообще ни одного намека на коммунистическую реальность, долго пролежал на полке. Идеологи верно заподозрили: некая зона, где кто-то провел эксперимент над людьми, огорожена проволокой, чтобы ни оттуда, ни туда не было хода. Они правильно вспомнили, что в ГУЛАГе вольную территорию называли "Большой зоной". Переживет и это. Главное не скатиться в темное прошлое царизма, где один цензор не допустил стихотворения, в котором автор любит даму больше всего на свете. То есть, любит ее больше, чем императора, - наколдовал Вышенков.
Александр Калинин,
47news