Муниципалы больше не смогут решать, где строить заводы и дома. В правительстве определили, откуда виднее интересы застройщиков.

Во вторник, 3 декабря, депутаты Законодательного cобрания Ленинградской области приняли закон, благодаря которому полномочия по подготовке проектов правил землепользования (ПЗЗ) и застройки и проектов изменений в ПЗЗ перейдут с уровня муниципалитетов в комитет градостроительной политики.

Вышедший к трибуне председатель комитета градостроительной политики Игорь Кулаков, объясняя необходимость таких изменений, зачитал по бумажке свою же пояснительную записку. Из неё выходило, что ПЗЗ – это настолько важный документ, что он определяет, возможно ли появление в той или иной местности зданий, строений, сооружений, а также их параметры. Именно ПЗЗ, по уверению чиновника, определяют и границы территориальных зон. Есть целевая модель, согласно которой эти самые границы нужно внести в ЕГРН, и чем хуже работа с ПЗЗ, тем ниже Ленобласть в рейтингах.

Практика же, продолжил мерно читать Кулаков, свидетельствует о серьёзных проблемах, имеющихся у муниципалов при подготовке ПЗЗ. Если коротко, они с этой работой не справляются. Теперь же, надеется чиновник, можно будет передать этот тяжёлый труд в надёжные, то есть его собственные, руки.

- Такое решение позволит предотвратить случаи учета интересов крупных застройщиков в ущерб интересам населения и государства, реализовать на территории Ленобласти единую политику в градостроительной сфере, - вещал Кулаков, слово за слово возвеличивая роль бумажек в судьбе государства.

Впрочем, чиновник, ещё ничего не забрав, уже готов делиться. Так, на местном уровне он хотел бы оставить полномочия по созданию и организации работы комиссий и проведению общественных слушаний. На уровень региона же передать только финансово затратные полномочия – по подготовке проектов самих ПЗЗ.

Это не говорилось вслух, но для реализации этих целей в градостроительном блоке нужно увеличить штат на 33 человека. С начислениями годовой фонд оплаты труда составит 24,6 млн рублей. Работать они будут в ГКУ "Градостроительное развитие территорий Ленобласти". Согласно предварительным подсчётам, в год на подготовку ПЗЗ муниципалы тратят примерно 70 млн рублей.

Перед тем, как доверить депутатам обсуждение поправок, слово взял спикер Сергей Бебенин. Рассказал, что накануне попросил уточнить мнение самих муниципалов. "Я провёл работу и выяснил, что то, что предложено в нашем законопроекте, находится на рассмотрении в правительстве уже два года. В прошлом году было совещание у губернатора. Тогда предложили не вводить изменения в 2018 году и дать поработать в 2019 году, и уже выйти с законопроектом. Поэтому, в соответствии с этой договорённостью и возник законопроект", - как мог, объяснил он.

Хотя, судя по его словам, местные власти и противятся идее, они должны быть благодарны председателю – он единственный догадался спросить о них, пусть и не у них.

Секретарь ассоциации местного самоуправления Александра Бондарь подтвердила сказанное спикером, объяснив то, что всем и так было ясно: "Вопрос о передаче этих полномочий возникал в связи с созданием агломераций рядом с Петербургом".

В качестве помощи зала вышел вице-губернатор по финансам Роман Марков. С февраля ему подчиняется градостроительный комитет, раньше бывший архитектурным. Отвечать за этот блок он никогда не стремился и, по всей видимости, даже этот закон достался ему по наследству от Михаила Москвина, курировавшего эту сферу ранее.

- Сложная ситуация складывалась десятилетиями в пригородной зоне, - показал он полное знание предмета, особенно с учётом того, что активной стройке в этой самой пригородной зоне лет пять-восемь. - Законопроект вносит разумный баланс. При принятии закона о бюджете мы видели, какие перекосы были допущены муниципалами при разработке генеральных планов.

Аргументом он посчитал поддержку законопроекта со стороны общественной палаты. "Сегодня утром я созвонился с Юрием Трусовым (председатель ОП, 81 год – ред.) и он подтвердил поддержку законопроекта", - выстроил совсем уж странную конструкцию чиновник. Впрочем, по данным 47news, звонил он не только Трусову, но и депутатам, и лично просил не противиться нормативно-правовому изменению.

Всеволожские депутаты не высказывались, хотя всем было ясно, что именно эта территория стала инициатором обсуждения. Зато воспряли кировские. Так, экс-глава администрации Кировского района Михаил Коломыцев переспросил, какие такие проблемы возникают при разработке ПЗЗ муниципалами. Со слов Кулакова выходило, что из 97 поданных черновиков в 69 случаях они были возвращена на доработку. "Не потому, что мы занимается крючкотворством, а потому, что есть ошибки. Несоответствие между границами территориальных зон границам функциональных, отсутствие понимания в трактовании видов разрешённого использования. На орфографию и пунктуацию уже никто внимания не обращает", - уточнил он.

Коллега Коломыцева Вадим Малык произнёс пламенную речь, суть которой свелась к мысли, что поправки "дисквалифицируют местное самоуправление как факт". "Логика звучит такая: муниципалы не понимают, что они делают, и потому заберём у них полномочия. Нельзя, что ли, обучить сделать стимулирующие документы? Нельзя ли ограничить зону действия законопроекта? В Подпорожье и Лодейном Поле инвесторы будут приходить к главе администрации, а он будет их отсылать и говорить, я-то не против появления завода, но ты иди договорись с областью", - выпалил он.

Тот же Коломыцев пошёл дальше и предложил не мелочиться, забрав у муниципалов все градостроительные полномочия. Тем более, в октябре депутаты с той же мотивировкой отказались отдавать им право рисовать градостроительные планы. Кулаков, в принципе, оказался не против, но засомневался, как оно с законодательной точки зрения.

На том единогласно и закончили.

Юлия Гильмшина,
47news