Отвратительные комментарии под новостями об убитых в Петербурге женщинах - чёрное зеркало мужских желаний. Дамы же завидуют убийственной любви. 47news вывернул агрессию на психоизнанку.

Суд в Петербурге 25 ноября арестовал 20-летнего Даниила Васильева, подозреваемого в убийстве 37-летней подруги за то, что она якобы назвала его альфонсом“Языком, что метлой мела. За что и поплатилась”, - отреагировал пользователь “krasnonosov” на новость о несчастной. “37 лет. Ума нет совсем. Сама же себе нашла под свое эго и издевалась”, - поддержал некий “hal9000”.

Реакция на интервью первой жертвы доцента Соколова ещё более запредельная: “Во всем виноваты бабы!”, “Какие они удивительные дуры!” Что касается расчленения аспирантки Анастасии Ещенко, в котором обвиняют бывшего преподавателя СПбГУ Соколова,  то даже с купюрами реплики кажутся осатаневшими: "Что ее жалеть, собой торговала, или вы считаете, что может понравиться 64-летний?"

Счёт мнений такой тональности идёт на сотни, если не на тысячи. Например, в закрытых сообществах реконструкторов после события началась реальная кампания по обелению образа Соколова. Лейтмотивом может служить фраза: "Можем сказать, что мы его понимаем. В конце концов, кто не хотел хоть раз "убить" свою женщину?” 

47news спросил у психологов, откуда такая агрессия у граждан, которые, к слову, никогда не видели ни отпиленных рук, ни, тем более, отрубленной головы.

Популярный петербургский врач-психиатр Вячеслав Холявко называет три причины. Первая - уход в виртуальный мир и, как следствие, изменение мышления, проблемы с сопереживанием.

- Не случайны выпады в сторону женского пола. Чтобы там ни говорилось, секс у нас носит разрешительный характер со стороны женщины. По формуле: это не он соблазнил, а она разрешила. У некоторых несостоявшихся мужчин может накапливаться агрессия от этой зависимости.

“То студентка и старый Наполеон, то сороковуха и сыночек-альфонс? Нужно таким давать таблетки антисекс”, - советует “nuga”. “Одевала, кормила и на работе небось ходила гордая, "молодого нашла", - дистанционно устанавливает мотивы “Анна Познякова”.

Что касается жестокой реакции со стороны самих женщин, то, по словам эксперта, дело в элементарной зависти:

"Чисто интуитивная, рефлекторная мечта о брутальном мачо, готовом на всё, вплоть до убийства. У нас же в Петербурге мужчины бледные, депрессивные, интеллигентные и пассивные. Получается кому-то досталось большее, хоть и, простите, убийственно", - отмечает врач.

"Таких в народе называют *****, когда собой расплачиваются за благополучие", "Я не верю, что эта девочка жила с ним из чистых побуждений. Урод убил уродину. И что? Всё, как и должно быть в зверинце".

По словам московского психиатра, доктора медицинских наук Михаила Клюшина, к попавшему за решётку люди исторически испытывают сострадание, а к успешной, красивой и молодой - нетерпимость.

- У людей, добившихся меньшего, лежащих на диване в трико и майке-алкоголичке, автоматически возникает похабная теория, мол, легла под старика. Это их единственная возможность поучаствовать в дискуссии. Здесь отмечу, что только в России 64-летнего мужчину называют стариком. Возникает образ девушки неразборчивой. А почему? Крепки стереотипы - чувства испытывать можно лишь к себе подобному - по возрасту, статусу. Если что-то выбивается, то сразу негатив в сторону женщины. Её же обвиняют в разрушении семьи. Последнее в нашем патриархальном обществе получается хуже убийства, - говорит психиатр.

По мнению Клюшина, всё усугубляет анонимность комментаторов, она показывает всю сущность истинной жестокости в головах: “Общество озлоблено и готово подхватить любое обвинение, не подвергая информацию осмыслению. На франкоязычных ресурсах жалеют жертву, там общество антропоцентрично - во главе угла человеческая жизнь. У нас же ищут сценарий, не понимая, что это читают в том числе и близкие убитой”.

"Ещё одно доказательство что женщины **** обезьяны", "Старпера, конечно, не оправдываю, но русские женщины - это просто верх продажности. Биомусору - биомусорово", "С дедом сразу после школы. ...ну норм", "Кто ей виноват? Со старым, больным жила ...самой не противно было?! Легкую жизнь нашла .. не жалко никого!" И, наконец, ядовитое: "Планы на квартиру профессора. Девушка-то приезжая".

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук считает, что в таких случаях на авансцену выходит та тёмная эволюционная составляющая, что когда-то помогала человеку выживать, уничтожая непонятное. Также, по его мнению, наиболее агрессивно люди относятся к тому, что есть внутри них самих.

- А именно к тому, что хотели, но не реализовали или реализовали, но осудили. Тем более, в отношениях учитель-ученик безотносительно даже к эротической составляющей. Это те отношения, которые погружаются в бессознательное каждого. Именно поэтому вызывают столь сильный и порой нездоровый интерес.

Петербургский историк Лев Лурье более категоричен. Он уверен, что в головах большинства - понятийная норма крестьянского права: баба во всём виновата сама.

- Мужик бьёт, значит, она по сторонам смотрит. Изнасиловали - так это потому, что короткую юбку надела, а не женатая, значит, в блуде. Такими людьми женщина воспринимается как домашний скот, и именно в этой системе координат появляются те комментарии, о которых речь. Что касается женщин, то те, кто говорят гадости, мыслят примерно так: мы-то хорошие, мы-то порядочные и соблюдаем правила, мой меня бьет, но ничего, живу же, - предполагает Лурье.

Кстати, 25 ноября отмечается Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Во многих городах мира прошли уличные акции.

 

Виктор Смирнов,
47news