Районы не оправдали ожиданий, и им не дадут право даже регистрировать градпланы. Слишком много ошибались при написании собственных поселений. Раз так пошло, отберут и генпланы, но, видимо, не так быстро, как хочет вице-губернатор Москвин.

Правительство Ленобласти в очередной раз выразило недоверие компетенции районным властям. В канцелярии Законодательного собрания принят законопроект, откладывающий на год, до 1 января 2021 года, действие нормативно-правового акта, передающего полномочия по утверждению и регистрации градостроительных планов с регионального на районный уровень.

В 2017-2018 годах из-за этой идеи, негласным вдохновителем которой был вице-губернатор по строительству Михаил Москвин, развернулась целая драма. Тогда он объяснял, что градплан превратился в формальную справку и незачем лишний раз нагружать комитет по градостроительству и архитектуре функционалом по его проверке. В дело встрял уже бывший главный архитектор Евгений Домрачёв, убедивший губернатора, что на самом деле новация создаст градостроительный хаос в районах, а муниципалов надо перепроверять. Получилось неудобно перед депутатами, успевшими принять документ, и потому его не отменили, а отложили ввод в действие.

Теперь же роль чиновника, настаивающего на возврате к первоистокам, досталась председателю Госстройнадзора Денису Горбунову. Будто нивелируя давнишнюю задумку непосредственного шефа, он просит изменить срок вступления в силу законопроекта до 1 января 2021 года, хотя, в нынешней версии указано 1 января 2020 года.

Обосновывая свою мысль, самый добрый человек в правительстве, как весной нарёк его губернатор, замечает, что большинство из градостроительных планов, поступивших в минувшем году на рассмотрение в его комитет из районов, были направлены на доработку. Речь идёт о 70%, хотя, ещё два года назад назывался показатель в 40%. Так, в 2018 году вернуть пришлось 624 из 890 документов, а за девять месяцев 2019 года — 1181 градплан из 1673.

Притом, как отмечает Горбунов, муниципалы не устраняют замечания и присылают в правительство документы такими же, какими их им вернули. Приведённая статистика, уверен Горбунов, свидетельствует о крайне низком качестве подготовки градостроительных планов органами местного самоуправления.

Впрочем, больше, чем за себя, переживает председатель Госстройнадзора за застройщиков. Дело в том, что документ хоть и несёт в себе только информационную роль, входит в пакет документов, нужных для выдачи разрешения на строительство. Заминка с подготовкой одной бумаги неминуемо приведёт к дополнительным расходам девелопера, ведь ему нужно будет тратиться на повторную подготовку проектной документации и проведение её экспертизы.

За год же глава Госстройнадзора намерен систематизировать подход в работе и выработать план, как избегать типичных повторяющихся нарушений. Впрочем, в беседе с журналистом 47news Денис Горбунов выразил надежду, что за год заработает информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Предполагается, что в это виртуальное пространство будут поступать данные из различных слоёв, потому фактическая необходимость в получении выписок наподобие градпланов исчезнет.

- Ошибки, которые сейчас делают муниципалы, как правило, оформительские. Неправильно написано поселение, неверный масштаб. Всё это приводит к тому, что пакет для разрешения на строительство нужно получать заново. Если система заработает, можно будет обойтись без этих лишних движений. Но зона ответственности не наша, а комитета по градостроительству и архитектуре, - уверен он.

Кстати, другая часть градостроительной реформы, кажется, завязла в бюрократической пропасти. Ещё весной Михаил Москвин анонсировал появление законопроекта, в соответствии с которым полномочия по изменению генеральных планов с 1 января 2020 года перейдут с районного на региональный уровень. В сентябре он повторил свою мысль ещё раз, но подтверждений её реализации пока нет. Впрочем, с зимы архитектурная вахта передана вице-губернатору по финансам Роману Маркову. В беседе с 47news он, в свою очередь, заметил, что о подобном слышал, но обещал выяснить позднее. В случае, если документ не примут в парламенте до конца года, его действие начнётся не раньше, чем в 2021 году.

Юлия Гильмшина,
47news