За пару лет выгорела дюжина деревянных памятников Новой Ладоги. В случайность не верит ни власть, ни защитники наследия. Версии — вплоть до пиромана-вредителя. 

Карты Google и Яндекс не успевают обновлять панорамы проспекта Карла Маркса (бывший Николаевский) в Новой Ладоге. За два года на главной улице сгорела ровно половина строений - шесть из двенадцати деревянных домов-памятников. Все погорельцы отсылают к непривычному для современного уха словам "земство", "богадельня", "купечество". Они расселённые и аварийные, но на заколоченных окнах наличники, а в библиотеках - исследования, посвящённые прошлому. А это зодчество формирует среду города.

В ночь с 16 на 17 сентября  огонь серьёзно повредил здание бывшей церковно-приходской школы XIX века при Климентовской церкви. По факту - региональный памятник. На фасаде табличка, что здесь проходила первая конференция большевиков Новоладожского уезда. Но у дома-погорельца церковное будущее.

Как рассказали 47news в местной администрации, несмотря на то, что пожар был серьёзный, от планов передачи из муниципальной собственности здания бывшей церковно-приходской школы на баланс Санкт-Петербургской епархии никто не отказывается. Состояние дома-погорельца в том числе оценил и настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа Новой Ладоги отец Артемий.

Пожар в деревянном памятнике стал шестым за два года в Новой Ладоге. Им предшествовала программа, когда расселили 43 "деревяшки". Кто-то переехал в новое жильё, кому-то досталась вторичка. 31 опустевшее здание снесли, но 12 остались. Дюжина домов была признана памятниками. Они стоят заколоченными. Теоретически их надо ремонтировать и реконструировать, но средств на эти работы в Новой Ладоге нет от слова совсем. К тому же в городе есть другие приоритеты.

По словам экс-главы администрации Новой Ладоги Ольги Барановой, бюджет поселения — 40 миллионов рублей. Местному ДК нужен ремонт, но только проект равен 23 миллионам, а на исполнение потребуется ещё 123.

Тем не менее в версию случайных пожаров местная власть не верит, опровергая вариант с опасным бытом ищущих спасения от дождя и холода в аварийном фонде бездомных. Местные знают только одного такого в Новой Ладоге. Предыдущий пожар был 29 августа. Тогда сгорел Дом Протодьяконовой.

- Только на собрании рассказала, что есть инвестор на Дом Протодьяконовой, на следующий день он сгорел. Пожарные говорят, что поджог. Здание бывшей церковно-приходской школы сгорело сразу после совета депутатов. На улице ливень, а здание вовсю горит. В случайное вредительство не верю, - заявила 47news Баранова.

По её словам, на освободившихся после пожаров пятнах ничего нового построить будет невозможно. Она написала заявление в полицию и надеется на расследование.

По словам Антонины Елисеевой из градозащитного "Живого города", статус памятника регионального значения как раз подразумевает, что на месте разрушенного или сожженного объекта нельзя построить что-либо новое. Только точную копию потерянного. Обгорелые руины также необходимо сохранять до полного восстановления. Статус памятника сужает круг версий причин пожаров. Если на освободившемся пятне нельзя построить что-то новое, то можно исключить имущественные интересы. Но в произвольные пожары в Новой Ладоге защитник исторического наследия не верит.

- Мне кажется, что есть явный умысел. Подозрительно, что дом за домом горит, а теперь с частотой в две недели. А дальше варианты. Может, сумасшедший пироман так пакостит. Это такой терроризм в мягкой форме. Жители Новой Ладоги глубоко переживают подобные вещи. Кроме этого, в городе очень бурные политические разборки, - рассказала 47news Елисеева.

Глава комитета по культуре Ленинградской области Евгений Чайковский в кратком разговоре с корреспондентом 47news заметил, что не думает на злой умысел и хочет верить в то, что никто новоладожское зодчество специально не жег. Но гадать о выгодах и версиях не стал. "Искать виновных — это прерогатива компетентных органов", - заявил чиновник 47news. После августовского огня в Доме Протодьяконовой он сожалел, что деревянные особняки подвержены пожарам.

Формально же дознание по делам о возгораниях — это вотчина МЧС. Экспертиза спасателей упирается в развилку "поджог — не поджог". В случае поджога материалы передаются в полицию, где возбуждается уголовное дело по части второй статьи 167 УК - "умышленное уничтожение или повреждение имущества из хулиганских побуждений путем поджога".

В свою очередь хронология современных новоладожских пожаров на проспекте Карла Маркса выстроилась следующим образом.

В ночь на 29 августа сгорел дотла ещё один выявленный памятник культуры — Дом Протодьяконовой из первой третьи XIX века. Здесь останавливался художник-передвижник Василий Максимов.

Фото: "Живой город"

Вечером 21 января 2018 года горел бывший жилой флигель купцов Мухиных. Заброшенное здание получило статус памятника за два года до пожара. Жители Новой Ладоги потом еще в течение суток бегали смотреть на чудо — дом в сосульках и дымится. Через полгода, 4 июня, сильно погорело и основное здание комплекса дома Мухиных. А еще через пару месяцев постройка вновь зарделась огнём.

Фото: "Живой город"

А поздним июльским вечером 2017 года полыхал деревянный дом купчихи Агаповой. Стены остались стоять, но через год снесли и их. В суде главу администрации за снос оштрафовали на 25 тысяч рублей, а подрядчика - в два раза строже. Тоже объект культурного наследия.

Фото: "Живой город"

В 2014 году горел пусть и не деревянный, но особняк купца Луковицкого, в котором располагался штаб Ладожской флотилии. По последним данным Минкульт не против передать это здание без крыши из федеральной собственности в ведение Ленобласти. Градозащитники мыслят в нём блокадный музей.

 

Александр Калинин,
47news