«Транснефтепродукт» корректирует сроки запуска в эксплуатацию проекта «Север». Пусконаладочные работы на нефте­продуктопроводе Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск и морском терминале в конечной точке пройдут не ранее марта - апреля, а основные объемы пойдут только летом. Участники рынка ожидали начала экспорта нефтепродуктов еще в конце 2007 - первом квартале 2008 года, однако «Транснефте­продукт» говорит о необходимости завершить все регламентные работы, формируя тем временем пул поставщиков, которые пока не торопятся производить топливо необходимого для проекта качества РБК daily


В проект «Север» входит строительство нефтепродуктопровода протяженностью свыше 1 тыс. км Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск и морского терминала в Приморске с резервуарным парком емкостью 720 тыс. куб. м. Общая стоимость проекта составляет 1,3 млрд долл., из которых 42% — собственные средства «Транснефтепродукта», 58% предоставляются в кредит ВТБ. Проект рассчитан на три очереди: 8,4, 12 и 24,6 млн т в год.


Пусконаладочные работы запланированы на март—апрель, рассказал РБК daily президент «Транс­нефтепродукта» Сергей Маслов. Выход на заявленную мощность в 8,4 млн т запланирован на лето. Сколько нефтепродуктов будет перегружено в этом году, вчера он оценивать не стал. «Если рабочее давление в трубопроводе должно быть 64 атмосферы, то на первом этапе будет подаваться лишь 30 атмосфер — все системы еще должны быть тщательно проверены», - объяснил он.


Прокачивать по трубопроводу и отправлять на экспорт планируется только высококачественное дизельное топливо стандарта Евро-5 с содержанием серы не более 10 ppm (частей на один миллион). Пока что такое топливо производится в России в очень ограниченном объеме и лишь на нескольких НПЗ. В то же время специалисты сомневаются, что запускаемый проект «Север» будет востребован уже в этом году - пока что объемы производства дизтоплива стандарта Евро-5 недостаточны для заполнения мощностей трубопровода, хотя потребность в Европе в таком топливе очень велика. Дело в том, что пока налоговое законодательство в отсутствии дифференциации акцизов по уровню качества топлива никак не стимулирует углубление переработки нефти. К примеру, отмечают эксперты, если рентабельность производства мазута составляет 30%, то обычного дизельного топлива - уже около 10%, а продуктов более глубокой переработки - и того меньше.