Одним из приоритетных направлений в Ленинградской области является газификация. С каждым годом все большее количество населенных пунктов становятся газифицированными, а люди постепенно начинают забывать о сбоях в доставке сжиженного баллонного газа, переходя на природный. Однако, несмотря на увеличение темпов газификации и ее финансирования, точку в этом вопросе ставить пока рано.  


Не случайно именно «газовой теме» было посвящено выездное заседание постоянной комиссии по жилищно-коммунальному и топливно-энергетическому комплексу (ЖКХ) Законодательного собрания Ленинградской области, прошедшее на базе ОАО «Леноблгаз». В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы: перевод котельных, работающих на мазуте, на природный газ, как более дешевый вид топлива, газификация частного жилого сектора и пути снижения затрат на газификацию частных домовладений, повышение безопасности газоснабжения, решение проблемы по обслуживанию внутридомового газового оборудования и др.  


В обсуждении приняли участие члены комиссии во главе с Председателем областного парламента Иваном Хабаровым, генеральный директор «Леноблгаза» Юрий Страхов и сотрудники компании, а также – заместитель председателя комитета  по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленобласти Владимир Морозов и представители комитета.


Выбор места для проведения заседания комиссии не случаен - ОАО «Леноблгаз» на сегодняшний день является основной организацией по реализации крупномасштабных планов газификации области. Она осуществляет доставку природного и сжиженного газа потребителю, а также обеспечивает безопасную эксплуатацию систем газоснабжения. Преимуществом компании является то, что она имеет возможности выполнить весь комплекс работ по газификации и «сдать под ключ» объекты газоснабжения, а также провести работы по проектированию и строительству инженерных коммуникаций.


Открывая заседание, председатель комиссии по ЖКХ Сергей Кузьмин подчеркнул важность вопросов, предложенных комиссией к рассмотрению: «Вопросы – проблемные и очень важные. Они затрагивают интересы значительной части населения региона и вызывают много волнений и беспокойств у жителей Ленинградской области, которые ждут, когда газ поступит в их дома. Несмотря на то, что  доля вырабатываемой тепловой энергии в Ленинградской области на природном газе составляет порядка 72 процентов, имеются  «проблемные» районы, где котельные до сих пор отапливаются очень затратным мазутом. Мазут – значительно дороже газа, и каждый год на его закупку областной бюджет тратит огромные средства. Газификация в области позволит перейти на более дешевый природный газ, а высвободившиеся в результате этого бюджетные средства – направить на социальные нужды».


Спикер областного парламента Иван Хабаров также отметил необходимость обсуждения проблем, связанных с газификацией в области: «План-график синхронизации программ газификации в Ленинградской области в 2007 году выполнен в полном объеме, но в течение года имелись проблемы с недостатком средств в местных бюджетах, срывом сроков в разработке проектно – сметной документации, которые влияли на темпы газификации.  На конец прошлого года средний уровень газификации составлял 52,4 процентов, причем в городах этот процент значительно выше, чем на селе. Необходимо больше уделять внимания газификации сельской местности».


Рассказывая о газовом хозяйстве ОАО «Леноблгаз», его генеральный директор Юрий Страхов привел следующие данные. Сегодня на территории региона протяженность наружных распределительных газопроводов, включая полиэтиленовые и металлические, составляет 4020 км. Из них газопроводов природного газа – 3756 км, остальные 264 км – газопроводы сжиженного газа. Объем газифицированных квартир составляет 624212 квартир, из них на природном газе – 392452 квартиры, остальные 231760 – пока на сжиженном газе. Всего на территории Ленобласти «Леноблгаз» обеспечивает транспортировку 6 млрд.322 млн. кубических метров газа. Еще в 2000 году газопроводов было в 2 раза меньше – 2300 км, и также почти вдвое был меньше объем транспортировки  газа.


На сегодняшний день газификация в Ленинградской области осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между «Газпромом» и Правительством региона от 25 апреля 2003 года, согласно которому ежегодно  стороны заключают соответствующий Договор. Политика «Газпрома» при газификации регионов России заключается в том, что он обеспечивает строительство магистральных и межпоселковых газопроводов, а за прокладку  уличных сетей и доведение «голубого топлива» до конфорок в домах жителей отвечают региональные власти.


Объемы финансирования газификации в Ленинградской области растут с каждым годом. Так, если за 2002-2006 годы по совместным реализуемым программам Правительства Ленобласти, «Газпрома» и его дочерних предприятий  было освоено чуть более 3 млрд. рублей, то, по словам Юрия Страхова, только в 2008 году освоение превысит 2 млрд. рублей. Со стороны «Газпрома» планируется финансирование строительства объектов газификации в Ленобласти в размере 900 млн. рублей, в областном бюджете около 200 млн. рублей предусмотрены на развитие распределительных внутрипоселковых сетей, ОАО «Леноблгаз» планирует направить на мероприятия по газификации сумму в пределах 250-270 млн. рублей и средства, полученные от размещения компанией в апреле облигационного займа. ООО «Лентрансгаз» также предполагает вложить свои средства.


Несмотря на то, что объемы финансирования, запланированные на 2008 год впечатляют, существуют некоторые проблемы, замедляющие процесс газификации. Так, по мнению Юрия Страхова, сложность выполнения программ по газификации «Леноблгаза» с «Газпромом» заключается в следующем. «В рамках Договора о сотрудничестве, заключенного в ноябре прошлого года, «Газпром» планирует финансирование объектов газификации в 2008 году, но реальные решения о выделении этих денег можно увидеть в идеале – в марте, а фактически – в июне. Такая ситуация возникла в 2007 году, когда мы вынуждены были освоить все выделенные «Газпромом» 900 млн. рублей буквально за 2 месяца». Он также отметил сложности, которые возникают в связи с изменениями в федеральном законодательстве – земельном, лесном, водном. По этой причине по ряду объектов затруднительно решить вопрос «свода леса».


На вопросах безопасности обслуживания систем газоснабжения Юрий Страхов остановился отдельно. Наибольшую обеспокоенность в этом случае вызывает вопрос обслуживания внутридомового газового оборудования. Он напомнил, что с 2006 года, когда был принят новый Жилищный кодекс, ответственность за обслуживание внутридомового газового оборудования была снята с газораспределительных организаций и возложена на собственника жилья.


«С 2006 года мы с муниципальными образованиями стараемся найти взаимопонимание по поводу того, кто и каким образом должен осуществлять это обслуживание и какие тарифы на эти работы  должны быть. Само обслуживание включает целый комплекс работ. Это обязательная проверка герметичности всех внутриподъездных стояков, внутриквартирного оборудования. Здесь возникают законодательные пробелы в части того, что не определено, кто и каким образом должен обслуживать внутриквартирное газовое оборудование. Если говорить о  внутридомовом имуществе, то все понятно: собственники жилья нанимают управляющую компанию, которая в свою очередь может нанять специализированную организацию. На обслуживание внутриквартирного газового оборудования, согласно жилищному законодательству, собственник жилья сам должен заключать договор со специализированной организацией. Но этот процесс – трудоемкий, сложно заключить договоры с каждым собственником».


По словам Юрия Страхова, в области более 100 тыс. квартир, которые не охвачены договорами вообще (например, все сельские поселения Кингисеппского района). Такие собственники квартир, в случае  элементарного нарушения ими правил эксплуатации газового оборудования, подвергают серьезной опасности граждан, которые проживают с ними в одном доме. «Работники «Леноблгаза» не имеют права войти в квартиры без договоров», - пояснил Юрий Михайлович и попросил депутатов обратить внимание руководителей муниципальных образований на эту проблему и выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень, чтобы обязать собственника жилья заключать договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования.


Особый интерес участников заседания вызвал вопрос строительства и финансирования газопроводов – вводов  для индивидуальных жилых домов. По словам  заместителя председателя областного комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира Морозова, во всех муниципальных районах приняты Положения о газификации индивидуального жилого фонда, которые установили, что муниципальные власти отвечают за прокладку распределительных поселковых газопроводов,  частники – частично принимают участие в строительстве уличных сетей и в полном объеме несут расходы за проектирование и строительство газопровода-ввода  к домовладению и газификацию самого жилого дома.  В связи с этим  возникают проблемы, потому что затраты на газификацию домовладения в целом составят от 50 до 150 тысяч рублей. Такая разница в цене связана с тем, что на стоимость работ влияет протяженность газопровода-отвода – чем  длина  его больше, тем дороже придется заплатить частнику за подключение к газу своего жилища. Юрий Страхов обратил внимание на то, что сегодня в Ленобласти некоторые коммерческие организации предлагают жильцам свои услуги по выполнению этих работ, при этом значительно завышая их стоимость.  За высокие цены граждане, особо не вникая, обвиняют в первую очередь «Леноблгаз», однако  компания выполняет работы по газоснабжению в строгом соответствии с тарифами. Но как бы там ни было, а стоимость газификации частных домовладений все равно недешевая, и кто-то может себе это позволить, а кто-то нет. Поэтому в первую очередь за помощью обращаются пенсионеры и малоимущие граждане. В некоторых муниципалитетах идут им навстречу и помогают, изыскивая средства в своих бюджетах на оплату процента по кредитам, взятым гражданами на газификацию. Однако во многих муниципалитетах расходы по подключению домов к газу стопроцентно приходится нести их владельцам. Решить проблему можно, если областные и муниципальные власти возьмут на себя хотя бы частичное финансирование этих работ.


В целях сокращения расходов на газификацию частного сектора и единого подхода в решении вопросов газификации на территории региона администрацией Ленинградской области было рекомендовано органам исполнительной власти районов и поселений внести корректировку в Положения о порядке строительства объектов газоснабжения и предусмотреть меры по снижению затрат на газификацию домовладений жителей поселения, в частности:

-     предусмотреть источники финансирования на разработку проектно-сметной документации и ведение строительно-монтажных работ разводящих (уличных) сетей и газопроводов-вводов;

-    при разработке проектно-сметной документации предусмотреть включение газопроводов-вводов в общий проект распределительных (уличных) газопроводов;

- предусмотреть выполнение строительно-монтажных работ по распределительным (уличным) газопроводам и газопроводам-вводам за счет средств местных бюджетов с учётом софинансирования из областного бюджета;

-  вести постоянно рассмотрение на районной Комиссии заявлений неработающих пенсионеров и формирование личных дел для дальнейшего рассмотрения на областной Комиссии по контролю за целевым использованием средств пенсионного фонда РФ для оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам на газификацию.


Для реализации данных предложений на 2008 год в областном бюджете предусмотрено около 200 млн. рублей.


В ходе дискуссии депутаты поинтересовались у представителей областного профильного комитета об объектах, которые будут газифицированы в области в этом году, а также  планами «Леноблгаза» на ближайшие годы. Юрий Страхов и Игорь Мордвинцев, технический директор компании, отметили, что в соответствии с Генеральной схемой развития газификации в Ленинградской области к 2015 году планируется уровень газификации жилого фонда довести не менее чем до 90 процентов в тех населенных пунктах, где есть газ,  построить в области 15 новых газо-распределительных станций и 3700 км межпоселковых газопроводов, довести уровень потребления газа до 12 млрд.600 млн. кубических метров в год.


Подвел итоги заседания председатель комиссии по ЖКХ Сергей Кузьмин: «В ходе сегодняшней дискуссии выработалось понимание существующих проблем в газификации.  В первую очередь это – отсутствие региональной целевой программы газификации в Ленинградской области, во-вторых - высокие затраты по газификации частных домовладений, в том числе на строительно-монтажных работы газопровода-отвода к индивидуальному жилому фонду. Все члены комиссии пришли к единому мнению и будут его отстаивать, что все затраты газификации частного дома и обслуживания внутридомового оборудования должны быть возложены на владельца дома, а затраты по подводу газовой трубы должны взять на себя органы власти – Правительство Ленинградской области, муниципальные образования и ОАО «Леноблгаз» в долевом участии.  Хочу при этом заметить, что это не касается строительства новых коттеджей и коттеджных поселков, так как в стоимость будущего домовладения уже будет заложены затраты на строительство внутрипоселковых уличных газопроводов. По этим двум вопросам наша комиссия подготовит обращение к Губернатору области. Третья проблема заключается в том, что на законодательном уровне необходимо обязать собственника жилья заключать договор со специализированной организацией на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. С этой инициативой необходимо выходить на федеральный уровень, и в ближайшее время мы подготовим такой документ».



материалы предоставлены пресс-службой Законодательного Собрания Ленинградской области