Президенту рассказали о зарплате врачей от 35 до 77 тысяч. На местах таких денег не видели. 47news поговорил с двумя медиками из глубинки. Одна работает четверть века, вторая редкая птица.
Одной из заглавных тем прямой линии с Владимиром Путиным 20 июня стала медицина. Говорили в том числе о фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) на селе. Журналисты телеканала "Россия" связывались с теми, о ком потом, смыслами, рассказывал гарант. Одной из неназванных стала фельдшер ФАПа в деревне Потанино Волховского района Ольга Журба.
- Говорят - мы с прямой линии, ответьте на вопросы, пожалуйста. Телевизор не смотрела, поэтому не знаю, что там было, - рассказала она 47news.
В здравоохранении Ольга с 93-го года, семь лет проработала на скорой. Петербурженка в шестом поколении. В Потанино переехала в 2017 году. В местном ФАПе, помимо нее, работают еще двое.
- Я-то что. Ещё лет двадцать поработаю. Но в большинстве ФАПов работают пожилые, некоторым под семьдесят. Физически устают, а молодые не идут. В городе можно получать от 50 тысяч. У меня при окладе в 17 тысяч с надбавкой за интенсивный труд выходит 20-23 тысячи. Моя медсестра со стажем 35 лет получает на руки 20 тысяч. У санитарки нашей с окладом девять тысяч получается чуть больше десяти, - рассказала фельдшер и добавила, что цены в магазинах деревни от города практически не отличаются.
Земский фельдшер должен быть универсалом: терапия, педиатрия, травматология, навыки вакцинации, внутривенных уколов, назначение лечения, когда не требуется направление к узкому специалисту. График шестидневный: с 8 утра до двух часов дня. Зачастую работа заканчивается поздно вечером, всё зависит от количества страждущих. Регистратуры нет, и все документы медик оформляет сам.
По программе "земский врач" тем, кто едет в глубинку, полагается 1 миллион рублей. Фельдшерам - полмиллиона. Взамен медики подписывают пятилетний контракт. Ольга денег не получила.
- Когда я устраивалась, в законе было ограничение для выплаты по возрасту — не старше 35 лет. Я не попадала. В прошлом году планку подняли до 55 лет. Мне сказали - раз я уже работаю, то деньги не полагаются. Так себе справедливость, но что делать, - как показалось, по-доброму вздохнула она.
Фельдшерский пункт в Потанино - в одноэтажном здании 1972 года постройки. Две трети занимает сам пункт, остальное - метров тридцать - служебная квартира Ольги. Внутри удобства, крашеные стены и подвесной потолок офисного типа.
- Не очень уютно, конечно. Дали бы подъёмные, привела бы всё в порядок. Плачу только за свет и воду, тысячи две выходит. Повезло, кстати, что после капремонта здание. Но жильё всё же не тот стимул, который молодёжь привлечёт. Квартиру и снять можно недорого. А купить двухкомнатную в Потанино за миллион вполне реально. Главное размер зарплаты. Я бы у Путина так и спросила, почему у нас меньше всех.
Фото: фельдшерский пункт в Потанино
В деревню Ольга переехала из-за стечения обстоятельств.
- По доброй воле бы не поехала, мотив у меня специфический. В городе, когда работала, то домой возвращаться удавалось чуть ли не к полуночи. А дочь сложно переживала подростковый возраст. Начались проблемы. Переехали - и всё наладилось. Я привыкла. Клумбочки-цветочки, природа. Друзья здесь появились, - рассказывает собеседница.
О накоплениях она не помышляет. Все деньги уходят на еду, оплату мобильного себе и дочери и интернет. В ФАПе его нет, дома выручает модем.
- Тютелька в тютельку живём. Шаг вправо - шаг влево - и приходиться уже занимать. Про 77 и 35 тысяч я слышала, но не видела. Это же среднее по больнице, всё правильно, - рассмеялась на предположение о накоплениях Ольга.
47news поговорил ещё с одним земским фельдшером. Елизавете Крысановой 23 года. Родом из Сясьстроя, живёт там же. Два года назад закончила Тихвинский медицинский колледж и сразу устроилась в ФАП в посёлке Селиваново того же Волховского района. Для понимания: она единственная из выпуска предпочла такую работу. Большинство пошли на скорую и в поликлиники. Получает Елизавета от 20 до 21 тысячи рублей.
- Я ещё когда училась, захотела в ФАП. Нам преподаватели рассказывали, что там можно стать профессионалом во всём и пациентов хорошо узнать, они ведь почти одни и те же. Работаем вдвоём с санитаркой, ставки медсестры у меня нет. Поэтому по врачебной части всё сама делаю. С восьми до полудня у меня амбулаторный приём, потом иду по домам. Нагрузка сезонная, пик приходится на простудные заболевания.
Жильё Елизавете предлагали, но она отказалась. Ездит на автобусе из Сясьстроя за 36 рублей в одну сторону, благо Селиваново в 11 километрах от Сясьстроя.
- Подъёмные мне давали. Только не как вы говорите - полмиллиона, а 360 тысяч минус 13%. Что касается зарплаты, то она уходит на еду. И в кино могу сходить. Если надо купить какую-то вещь - я могу накопить. Муж работает экскаваторщиком, нормально по нашим меркам зарабатывает, - рассуждает Елизавета.
Фельдшерский пункт в Селиваново соседствует с почтой - они в одном здании. Ремонт обещают сделать в этом году. Из техники — стационарный телефон, компьютера нет.
- С компьютером и интернетом было бы, конечно, удобнее. А то приходится по телефону всё время с поликлиникой разговаривать. Я бы у Путина попросила аппарат для ЭКГ и гинекологическое кресло. Наше-то древнее.
Владимир Путин на прямой линии сообщил, что зарплата врачей по России за год выросла на пять процентов и в среднем составляет 77 тысяч рублей в месяц.
"Что касается здравоохранения, нужно решать три задачи: доступность учреждений первичного звена, наличие специалистов и доступность лекарств. Конечно, нужно развивать систему докторов на селе, фельдшеров. Им платят от 500 тысяч до миллиона рублей, тем, кто "земский доктор" или "земский фельдшер". Развитием программы должны заниматься власти регионов", - считает Путин. Министр здравоохранения Вероника Скворцова добавила, что до конца года должны появиться 350 новых фельдшерско-акушерских пунктов.
Зарплаты среднего медицинского персонала, по словам Путина, выросли 3,5 процента и составили "где-то 39 тысяч".
- Опять повторяю – средняя по стране. И у младшего персонала рост составил 2,2 процента, это 35, тоже средняя. Вот это нужно не забывать, - подчеркнул президент.
Он просил не сердиться тех, у кого зарплаты меньше статистических.
Судя реакции собеседниц, они не забывают, а сердиться бесполезно.
Виктор Смирнов,
47news