Зафиксировано судом: если человек стал чиновником, его можно и нужно критиковать. Вред деловой репутации нанести им трудно, пока не будет доказано, что она у них есть. Благодарить коллеги за новые правила должны Майорова из Новодевяткино.
Полтора года потратил глава администрации Новодевяткино Дмитрий Майоров на попытку доказать, что история о том, как власти просили у бизнеса сотни миллионов рублей на Дом культуры, но не построили, не соответствует действительности. В начале июня-2019 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд вынес окончательное решение по делу, длившемуся с ноября-2017.
В своём иске глава МО Новодевяткино Дмитрий Майоров требовал признать информацию не соответствующей действительности и удалить её с сайта 47news.ru. Более того, он настаивал, что материалы об отсутствующем ДК порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. В результате суд встал на сторону журналистов и отказал муниципалам. Мотивировочная часть важна не фамилиями, а объяснением, почему Фемида пришла к такому выводу.
На фоне последних событий это приобретает специфический оттенок, но важную роль в решении суда сыграл контекст и то, является ли истец представителем власти. Если обобщить все формулировки, выйдет примерно следующее: чиновник любого уровня, заняв позицию должностного лица, должен быть готов к публичной критике.
Так, теперь официально разъяснено, что суду при принятии решения следует учитывать не только используемые в материалах СМИ слова и выражения, но и контекст, в котором они были сделаны. Особо нужно обращать внимание на общественно-политическую обстановку в стране в целом или в её отдельной части, в зависимости от региона распространения средства массовой информации. Эта мысль отдельно не расшифрована, но, по всей видимости, имеется в виду, что сыграл роль и вечный информационный шум, идущий от Всеволожского района новостроек. В своё время муниципальные власти навыдавали тонны разрешений на строительство многоквартирных домов, а о социальной инфраструктуре подумать забыли.
На ключевую мысль, на которую упирает Фемида, следует обратить внимание всем людям, считающим, что работают на государство. Сегодня популярно обсуждение - может ли человеку, обладающему статусом, давать какие-то преимущества его положение.
"Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий", - отвечает на этот риторический вопрос Тринадцатый апелляционный.
В ходе выяснения деталей стало ясно, что администрация и вовсе не имеет право считать, что кто-то опорочил ее достоинство. А что касается деловой репутации, то для начала главе поселения нужно было доказать, что она у него была.
"Для подтверждения наступления неблагоприятных последствий в виде нематериального вреда деловой репутации истца необходимо установить факт деловой репутации истца", - сформулировано это так.
В качестве примера, подсказывают Майорову, он мог сообщить о сокращении числа клиентов или утрате конкурентоспособности. Сделать соответствующий вывод можно было бы, если бы администрация Новодевяткино доказала, что занимается предпринимательской деятельностью. Это запрещено законом, поэтому понятно, почему на этот аспект муниципалы не упирали. Так что само по себе упоминание истцов в публикации, носящей негативный характер, никак не повлияло на реноме органа местного самоуправления, решили в суде.
Главный же вывод в связи с этим изложили в паре строчек:
"Органы публичной власти и должностные лица не должны исключать того, что они могут подвергаться критике в СМИ со стороны других публичных органов и должностных лиц в связи с осуществлением своих властных полномочий".
На этой смысловой ноте суд и ставит точку в этом юридическом споре, длившемся девятнадцать месяцев. Повлияли ли судебные заседания или нет, но за это время правительство Ленинградской области решило пойти навстречу и включило строительство ДК в адресную инвестиционную программу.
Заметим, это не первый раз, когда суд, рассматривая жалобы чиновников, приходит к выводу, что критиковать их не только можно, но и нужно. Всё благодаря ратифицированной Россией "Конвенции о защите прав человека" и Конституции РФ, где прописана гарантированная возможность каждого на вольные мысль и слово. Если сформулировать короче, выходит, что свобода выражения журналистов по закону у нас ценится выше, чем репутация властей.
Юлия Гильмшина,
47news