Если Петербург углубит дно и построит намывные территории около Бронки, его экономика покажет рост. Прямого ответа на "а то что?" - нет, но цена вопроса превышает 50 млрд рублей. Такого в портовом бизнесе региона еще не было.

Ультиматум международной транспортной группы UCL Holding Владимира Лисина (первое место Forbes-2018) появился накануне майских праздников и как бы невзначай. Сначала 47news стало известно о контракте, который холдинг заключил с проектным институтом ЗАО "ГТ Морстрой". Суть - проект обустройства территории под морской терминал на южном берегу Финского залива между Бронкой и Ломоносовом.

Не секрет, что разговоры о необходимости вывода портовых мощностей из центра Петербурга в район Бронки ходят давно. Уровень заявлений традиционно высок, результат - традиционно нулевой, хотя именно этот месседж стал одним из последних, всколыхнувших бизнес-сообщество за период управления Петербургом Георгием Полтавченко. Как водится, пообсуждали и успокоились - все привыкли, что у Бронки есть только один морской терминал - "Порт Бронка", принадлежащий ООО "Феникс" членов семьи бывшего главы ФСО Евгения Мурова.

Конечно, действия UCL Holding на фоне vip-риторики выглядят пионерскими и вызывают интерес. Планы по строительству морского терминала в районе Бронки именно этого холдинга ближе всего к тому, о чем говорил Полтавченко - UCL сегодня принадлежат АО "Морской порт Санкт-Петербург" и ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", они располагаются в Большом порту Санкт-Петербург и в 2018 году перевалили 7,7 и 9,6 млн тонн грузов соответственно. Следующим после строительства терминала логичным шагом стал бы перенос части нагрузки из терминалов в тесной старой части порта на свободные пока пространства между Бронкой и Ломоносовом.

Когда 47news спросил руководителя пресс-службы UCL Holding Зарину Тотоонову о подробностях этих планов, то получил дипломатичное no comments с префиксом "к сожалению, у нас пока нет фактуры для содержательного комментария". Не ожидая чего-то другого, мы опубликовали, что знали и предполагали на тот момент.

Тем временем автор статьи направил в UCL Holding еще один запрос с предложением назвать хоть приблизительно планы компании по строительству морского терминала на южном побережье Финского залива. Пусть и на этот раз Зарина Тотоонова не ответила ни на один из поставленных вопросов, касавшихся конкретных планов своих руководителей по строительству нового терминала, зато выдала текст, который иначе как ультиматум правительству Петербурга трактовать нельзя:

"Правительством Санкт-Петербурга уже не раз поднимался вопрос о комплексном редевелопменте исторической территории Большого порта Санкт-Петербург и освобождении центральной части города от перевалочной деятельности. Это снизит нагрузку на городскую инфраструктуру и в целом создаст дополнительные возможности формирования комфортных условий для жителей. Стесненность территории порта не оставляет места для дальнейшего развития его мощностей.

Перенос портовых объектов к границам города или за его пределы — общепринятая мировая практика, которая позволяет гармонично разрешать противоречия в вопросе развития городской среды и роста производственных мощностей. Для комплексного решения задачи по строительству всех необходимых объектов транспортной инфраструктуры наиболее благоприятный формат — государственно-частное партнерство, при котором объекты федеральной собственности (подходные каналы, пункт пропуска и пр.), а также работы по дноуглублению и намыву земельных участков под застройку проводятся за счет государства. В случае заинтересованности Правительства Санкт-Петербурга в проекте с привлечением необходимых средств и последующей его реализацией в формате ГЧП, сооружение порта у границ города позволило бы:

создать крупный универсальный многофункциональный терминальный комплекс, ориентированный на сегодняшние объемы и перспективные потребности перевалки внешнеторговых грузов;

перенести перевалку большей части неконтейнерезируемых грузов с терминалов порта из центра города;

создать возможность комплексного редевелопмента освобожденных территорий с дальнейшей реализацией последовательной политики по формированию для жителей комфортной среды и продолжения начатой "Морским Фасадом" работы по превращению "Окна в Европу" в парадные "Морские Ворота" России;

в случае подтверждения возможности строительства порта в непосредственной близости от КАД — в полной мере сохранить роль порта как важного элемента социально-экономической жизни города, создать новые рабочие места;

— сформировать условия для экономически эффективного перевода российских внешнеторговых грузопотоков из стран Балтии в обеспеченный инфраструктурой и трудовыми ресурсами район Санкт-Петербурга".

Ни один эксперт не сумел ответить на вопрос 47news о том, в какую сумму могли бы обойтись бюджету те параметры государственно-частного партнерства, о которых сказано в заявлении.

"Непонятны объемы дноуглубительных работ и намывных территорий и места, где они должны быть, но в любом случае UCL Holding требует от государства многомиллиардных вложений", - сказали автору статьи эксперты.

Они же констатируют: строительство самого непафосного морского терминала с нуля не может стоить меньше 50 млрд рублей. Но, похоже, если не будет вложений государства, то не будет и инвестиций холдинга Владимира Лисина.

Попытка автора статьи получить у Зарины Тотооновой хоть какие-то пояснения по поводу заявления и - всё-таки - по поводу планов, которые имеются у ее руководителей относительно строительства терминала в районе Бронки сегодня, ни к чему не привели.

Рискнем предположить: Владимир Лисин ждет ответ от Александра Беглова, и ждать ему, как минимум, до сентября - когда в Петербурге появится губернатор без приставки "врио".

Константин Шмелев,
для 47news

Справка:

UCL Holding (Universal Cargo Logistics Holding) позиционирует себя как международная транспортная группа, хотя в качестве активов называет исключительно российский бизнес: железнодорожный оператор АО "Первая Грузовая Компания", стивидорные компании АО "Морской порт Санкт-Петербург", ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", Туапсинский и Таганрогский морские порты, Волжское и Северо-Западное пароходства.